Эволюция Яндекса
Вопреки распространенному мнению большинства пользователей о первенстве Google и его непрекращающемся лидерстве, сервис контекстных объявлений Яндекс запустил раньше конкурента. В 2001 году Директ открылся для посетителей, опередив и AdWords, и ныне забытый Бегун – тоже российскую разработку, к дню сегодняшнему уже пережившую пик своего развития. В пользу Яндекса играли несколько обстоятельств.
- Во-первых, собственная платформа поисковика. Объявления не размещались на сторонних ресурсах, основной упор сделали на рейтинговую выдачу, внедрив в неё рекламные блоки.
- Во-вторых, стратегия сотрудничества с рекламодателями. Здесь поисковик сразу взял быка за рога – владельцам сайтов предложили стать профессиональными маркетологами и самим организовывать рекламные кампании. Можно сколько угодно говорить о преимуществе подготовленных специалистов, но в нашем случае это не сработало – дилетанты задавили массой, разогнав контекст до рекордных бюджетов.
Они с нуля постигали работу с семантикой, осваивали ремесло копирайтера, разбирались со статистикой трафика, а с 2006 года получили новую «игрушку» – Яндекс создал рекламную сеть на сайтах-партнерах и расширил область применения контекста. К 2010 поисковик генерировал 80% рекламы Рунета. Но это было только начало.

Эволюция пользователей
Понятно, что велосипедиста можно пересадить на болид Феррари, но вот по результатам езды рекордов не зафиксируют. То же самое произошло и в случае с продвижением контекста у Яндекса – предложив сервис и вызвав начальный интерес, он не стал форсировать события, давая пользователям возможность освоиться в новой среде и накопить опыт. К 2012 стали видны первые результаты – привлекаемые бюджеты приблизились к 60 млрд рублей, давая возможность поисковику развивать линейку других сервисов.
Примечательно, что крупный бизнес в те годы не оценил по достоинству продвижение в сети – расходы на рекламу брендов в интернете составляли скромных 1-2% от общей суммы. В качестве исключения из правила можем рассматривать автопроизводителей, но это уже отступление от темы. А вот мелкие и средние предприниматели, на которых сделал ставку Яндекс, не дремали, вовсю обосновываясь в новой перспективной нише.

Общее движение (2012-2017)
Где-то в этот период в недрах Яндекса активизировались маркетологи, заставляя Директ начинать второй этап наступления на контекст.
- 2012 год. Редактирование ключевой семантики перекочевало в разделы рекламных кампаний. Обратили внимание на таргетинг по праздничным (рабочим) дням.
- 2013 год. Добавился рекламный блок под результатами органической выдачи. Ретаргетинг вышел из режима тестирования и стал общедоступен. В текстовые объявления внедрили графические иллюстрации, а интерфейс Директа стал мультивалютным.
- 2014 год. Создали массовую загрузку «минус-слов», улучшили сниппет и расширили автоматические финансовые стратегии. Важный этап – в этот год вышли версии Директа для мобильных платформ, начиналась эра мобилизации интернета.
- 2015 год. Укрепив структуру, Яндекс обратился к вопросам качества и удобства: к заголовку на поиске присоединяется часть рекламного текста; автоматизируется работа с группами объявлений; развивается сервис подбора слов и выявления эффективных фраз; изменяются условия аукционов и принципы ранжирования.
- 2016 год. Здесь выделим единственную позицию – новый мастер Отчетов в Метрике. Пользователи уже достигли продвинутого уровня и научились ценить статистику трафика – Яндекс поддержал этот тренд на уровне программного обеспечения.
2017 год, время подвести промежуточные итоги. За пять лет платформа сумела обновиться как внешне, так и внутренне. Можно констатировать, что очередной контекстный этап у Яндекса подошел к завершению. В конце года поисковик «огорошил» пользователей новостью – на Директ переходит формат баннерной рекламы, а компания берет курс на развитие медийного продвижения.
Станет ли это новым успехом маркетологов Яндекса? Будем посмотреть! Запасаемся терпением и ждём развития событий – очевидно, что лидер Рунета пытается привить рекламодателям вкус к более дорогим в производстве и размещении визуальным инструментам.
