Пункт первый – концепция
Поскольку понятие бренда охватывает не только фирменную стилистику, но и всю деятельность предприятия, в брендбуке необходимо сформулировать общие условия, которыми руководствуется компания в своей работе. Этот раздел касается организации общей архитектуры, формирующей обстоятельства самого существования рассматриваемой торговой марки.
- Концепция бренда и условия, определяющие его возникновение, деятельность и развитие.
- Описание целевой аудитории и потенциальных заинтересованных групп, на которые может распространиться влияние торговой марки.
- Рыночное позиционирование и предпосылки для его расширения.
- Внутренние корпоративные правила – в том числе и этические – регламентирующие репутационные и имиджевые задачи.
Здесь обращаем внимание на целевую аудиторию самого брендбука. Это сотрудники компании, для которых свод правил и рекомендаций бренда иногда называют корпоративной библией. Если атеистам не нравится подобный термин, можем охарактеризовать этот раздел, как идеологический постулат, призванный объединить едиными задачами всех работников предприятия.
Пункт второй – корпоративный стиль
Этот раздел часто выносят в отдельный документ – гайдлайн – имеющий отношение к созданию атмосферы корпоративной идентичности через определение единого свода правил использования элементов фирменного стиля. Вместе они создают визуальный товарный знак компании, который транслируется по всем каналам публичной и служебной коммуникации.
Как правило, регламентируются следующие позиции:
- построение логотипа и товарного знака, их размеры (пропорции), заливки, варианты отображения в полноцветном, черно-белом и монохромном исполнениях. Отдельно могут быть указаны варианты размещения знаков на рекламной, сувенирной или полиграфической продукции;
- охранная зона корпоративной символики и декор. Они редко попадают в поле зрения дизайнеров по фирменной стилистике из-за узкого диапазона применения – в основном на бланочной продукции – но всегда выигрышно смотрятся и создают эффект законченной композиции;
- закрепление корпоративных наборов шрифтов для различных целей и носителей – рекламных, служебных и интернета. Отдельно выделяются юридическое и брендовое название предприятия и форматы (образцы) их символического начертания;
- перечень и применение девизов, лозунгов, слоганов, рекламных оборотов и других объектов текстовой информации;
- сочетания корпоративных цветов и диапазон их использования.
В случае обладания другими форматами фирменного стиля – видео- или звукового трека, анимации, корпоративного талисмана (героя) – они так же находят свое отражение в гайдлайне и брендбуке.
Невозможно обойти стороной культуру оформления корпоративной «библии». Как правило, она представляет из себя настоящий образец креатива и высокого дизайна. Красочное оформление, продуманная структура, ясная логика и хорошее изложений истории бренда, его задач, целей и перспектив. Одним словом, предусмотрено все, чтобы сотрудники компании стали из нанятых работников клубом единомышленников с общими производственными идеалами и интересами. В этом и состоит основная задача брендбука – коллективной настольной книги для узкого круга настоящих друзей своего бизнеса.