Начало: «золотая эпоха» без SEO
Сначала была идея – глобальный интернет и безбарьерная коммуникационная среда. Она, кстати, появилась раньше, чем привычный интернет в понимании сегодняшнего дня стал общедоступным. И отнюдь не сразу появилась необходимость в оптимизации и продвижении. Менее полусотни тысяч веб-ресурсов, существовавших на всем мировом цифровом пространстве в 1995 году, прекрасно уживались между собой без откровенной конкуренции и внутренних конфликтов. Правда длилось это недолго. Уже в начале 2000-х Рунет насчитал 200 тыс. доменных имен, затем кривая поползла вверх, бизнес устремился в сеть, сайты преодолели первый миллион… Экскурс можно продолжить, но не он лежит в основе нашего интереса. В борьбе за первенство в поисковой выдаче пришлось учиться выживать. Так началась эпоха SEO.
Перепрыгиваем на полтора десятилетия вперед и приземляемся в году текущем (2017).
Продолжение: оптимизация в генах новорожденных сайтов
Хотя подобное предположение нигде официально не фигурирует, но давайте будем объективными – необходимость продвижения логично вытекает из требований поисковых систем. Именно они стали непререкаемыми арбитрами на поле ранжирования сайтов по их релевантности пользовательскому запросу и создали для этого свод правил. Более того, несмотря на жесткую конкуренцию между лидерами – говорим в первую очередь о Яндексе и Google – идут путями параллельными, выделяя техническое качество страниц, удобство использования, уникальность контента и объем генерируемой веб-страницами ссылочной массы. Последнее нововведение – это адаптация к мобильным устройствам, перспективному сегменту привлечения трафика.
Именно на требования поисковиков ориентируются интернет-компании, занимающиеся разработкой новых сайтов. Вопреки сложившемуся мнению, их заработок на этом направлении отнюдь не является основным для формирования бюджетов и в немалой мере служит лишь подспорьем в дальнейшей работе по внутренней оптимизации и двум видам продвижения – органическому и рекламному. И все-таки, начальное SEO уже не рассматривается, как дополнительная строчка в прайсе и перешло в разряд обязательных условий.
- Разработка семантического ядра и его кластеризация по тематике ключей.
- Понятная машинным алгоритмам, сбалансированная для человеческого понимания структура каталога и навигация.
- Валидный HTML, корректный CSS и внедренный программный код, грамотные метатеги и служебные файлы.
- Адаптированный (мобилопригодный) дизайн и верстка.
- Подключенные инструменты мониторинга привлекаемого трафика.
Все создаваемые «молодые» сайты размещаются в сети, обладая начальными «генами» оптимизации. И все они отличаются общим недостатком – заложенного потенциала SEO хватает лишь на ограниченный отрезок времени. После этого «батарейки садятся» – это не фигура речи. Владелец сайта, который станет проводить мероприятия по улучшению веб-ресурса каждый раз, когда меняет элементы питания в настенных часах, поступит очень предусмотрительно и рационально.
Ожидания: SEO живет будущим
Говоря о некотором менторстве со стороны основных площадок Рунета (поисковиков и социальных сетей), рассмотрим их положительную роль в формировании процессов продвижения. Складывается впечатление, что платформы не только формируют правила, но и стараются очистить рынок. Речь здесь не идет о фильтрах на пути низкопробных веб-ресурсов или неуникального контента, они уже давно существуют и совершенствуются. Говорим о неявной попытке «уволить с работы» в интернете веб-агентства. Естественно, имеем в виду некачественный сегмент разработки, в котором, тем ни менее, совокупно осваиваются весьма приличные финансовые бюджеты – на крупные компании эта тенденция в обозримом будущем вряд ли повлияет.
- Первое, рекламное продвижение. Сервисы Я.Метрика и Google AdWords существуют уже полтора десятилетия, но лишь недавно получили возможности программируемо работать с семантикой. Например, Яндекс тестирует создание объявлений с автоподбором слов, которые сервис выбирает на странице-рекламодателе. Эксперимент демонстрирует до 95% результативности предложенной стратегии в низкочастотных ключах, что является весьма обнадеживающим показателем. В случае успеха самостоятельная SEO-деятельность станет доступнее для владельцев сайтов.
- Второе, продвижение в социальных сетях. Здесь обращаем внимание на крупнейшую российскую площадку ВКонтакте, которая обещает кнопку «Продвинуть» для администраторов групп. И вновь перспектива «ленивого» сотрудничества между сервисом и пользователем – алгоритм определит целевую аудиторию, таргетирующие признаки, оптимально распределит бюджет и начнет продвижение.
На третье место нужно бы поставить расширенные платформы-конструкторы, которые давно покушаются на святая святых – создание сайтов. Хотя сегодня они отличаются лишь амбициями и рекламными кейсами, не формируя успешно-показательного портфеля клиентов, время и технологии работают на их успех. В SEO завтрашнего дня онлайн-конструкторы способны стать весьма авторитетным игроком.
Оценивая путь, пройденный поисковой и рекламной оптимизацией за прошедшие два десятилетия, интернет-студиям нужно готовиться к трудным временам. Если тренд продолжится, в Рунете выживут только истинные профессионалы во главе с удачливыми менеджерами. Впрочем, веб-сообществу такой исход событий пойдет на пользу. В нем и заключается цель процесса непрерывного совершенствования.