Как составить план статьи
Как составить план статьи
Тщательное и детальное планирование – отличное подспорье в любом деле. Процесс написания статей тоже не может обойтись без этого важного этапа. План для статьи – это ее структура, ее стержень, ее основа, ее скелет, на котором будет построено тело текста.
Умение правильно планировать статью – необходимый навык для копирайтера. Разрабатывая текст будущей статьи, копирайтер ищет информационное обеспечение и одновременно планирует. Часто начинающие копирайтеры задают вопрос о том, какой этап должен быть раньше – поиск контента или планирование. Одновременно. Эти два этапа должны протекать одновременно, вытекая один из другого. Каждый копирайтер решает этот вопрос индивидуально. Можно сначала подобрать контент, а затем на его основе составить план. А можно искать контент на основе уже составленного плана, который обязательно будет корректироваться в процессе поиска информационного обеспечения. Однозначно одно – планирование и поиск контента всегда взаимосвязаны.
Иногда в техническом задании для копирайтера указывается план статьи, но в большинстве случаев план требуется составлять самостоятельно.
Шаблон статьи
Когда идеи и факты собраны, необходимо определиться с шаблоном повествования, то есть, в каком стиле мы будем предлагать читателю свои мысли. В Рунете распространены три вида статей:
- информационные
- проблемные
- аналитические
В зависимости от технического задания и от характера материала, который будет изложен в будущей статье, определяем шаблон. Не обязательно, чтобы статья была строго одного вида. Например, в статье под названием «Почему комментарии покупателей способствуют повышению продаж» могут быть смешаны аналитические и проблемные шаблоны. Здесь могут быть и советы эксперта, и аналитические исследования, а также выявленная проблема и способ ее решения.
Для чего нужен план?
А действительно – для чего? Все говорят, что план статьи просто необходим, но многие копирайтеры обходятся без него. Просто берут и пишут статью, на авось. И в результате получается статья, в которой логика хромает на обе ноги.
Некоторые самонадеянные райтеры считают, что составление плана статьи – это лишняя трата времени. Однако, основываясь на своем опыте, я могу смело утверждать, что планирование статьи позволяет сэкономить время на этапе написания до 25%.
Следующий аспект – это качество статьи.
Когда слишком много фактов и идей, то сложно удержать всё в голове. Не разнеся все идеи по полочкам, и держа их постоянно в голове, в процессе написания статьи Вы будете отвлекаться на то, чтобы что-то не упустить. И парадокс – Вы обязательно что-нибудь упустите. Более того, Вы упустите и самое главное – качество статьи. Вы не будете думать о том, как написать сильную статью, Ваше внимание будет распыляться на удержание в голове фактов и идей. В результате у Вас получится сумбурная и неорганичная статья.
Практикуемся
Итак, давайте попрактикуемся. Мы можем бесконечно говорить о том, как планирование статей важно и как оно облегчает работу копирайтеру, но пока не будет наглядного примера, не будет мотивации и не будет ясности.
По какой схеме составляется план? В инструкции о том, как писать полезные статьи, мы вкратце коснулись этой темы. По сути, схема плана любой статьи знакома нам всем еще со школьной скамьи. Заключается она в простых и понятных трех пунктах:
- вступление
- основная часть
- заключение
Венчает статью заголовок. Тому, как правильно составлять заголовки и подзаголовки, мы посвятили отдельную инструкцию.
К примеру, наша задача – написать статью для стильного онлайн-журнала. А именно – статью про французского художника-новатора Ива Кляйна. Собрав достаточно информации об этой личности и об его творчестве, выводим заголовок:
Ив Кляйн – гений синего неба
Далее переходим к планированию. Вначале составляем тезисный план статьи, придерживаясь обозначенной выше схемы.
Вступление:
В послевоенном изобразительном искусстве есть много фигур, заслуживающих внимания, но персона Ива Кляйна стоит особняком. Он не только художник, но и непревзойденный шоумен, человек с потрясающей харизмой, который заставил ценить фигуру художника больше, чем его работы.
Короткое, но емкое. Во вступлении (его еще называют брифом или лидом) дается краткая информация о том, что ждет читателя в самой статье. И вступление уводит его непосредственно к основной части статьи, где для фантазии автора – просто безграничное поле. Однако, логические рамки должны присутствовать. Чтобы статья представляла собой целостное, логично выстроенное произведение (не удивляйтесь, статья – это произведение), нужно обозначить центральную идею и придерживаться ее по ходу всей статьи.
Основная идея статьи об Иве Кляйне – творческое развитие этого необычного художника и особенности его творчества. Поэтому за основу были взяты творческие периоды жизни Кляйна. Получился следующий план статьи:
- Истоки из детства
- Монохромные идеи
- Синий мир Кляйна
- Творчество художника – нескончаемый эксперимент
И в качестве заключения
- Синее небо Ива Кляйна
Статья была одобрена заказчиком с первого раза, размещена на сайте журнала, а автор (то бишь – Ваш покорный слуга) получил свой гонорар. На тот период моей карьеры копирайтера гонорар весьма солидный.
Статья Ив Кляйн - гений синего неба
Вот так, на основе истории из своей практики, я показал, как можно составлять план статьи. Кстати, статья про Ива Кляйна демонстрирует еще один из приемов в современном копирайтинге и маркетинге – сторитейлинг. Как использовать этот прием при написании статей – об этом мы повествуем в отдельной инструкции.
Рано или поздно Вы придете к своему алгоритму работы над статьей, в котором обязательно должно быть место составлению плана. Возьмите себе в привычку составлять план любой статьи, поступающей Вам в заказ. И вскоре Вы поймете, что планирование – это не враг, а полезный помощник, который экономит Ваше время и помогает сделать текст читабельным, логичным, внятным и интересным читателю.
Свежие записи
-
25 April
-
24 December
-
24 May
Комментарии (0)
Добавление комментария: