Вступление в маркетинг
Когда в начале ХХ века (1902) в трех университетах США (Мичиганском, Калифорнийском и Иллинойском) были прочитаны первые лекции по маркетингу – системе взаимоотношений внутри формирующегося рынка – вряд ли кто-то мог представить, что начинается эпоха управления общественно-производственными связями через стремление к удовлетворению потребностей. Но к 1926 году теория превратилась в практику, образовалась американская ассоциация маркетинга и рекламы, позднее трансформировавшаяся в Общество. Окончательный статус организация получила уже во второй половине века, став Американской ассоциацией маркетинга (1973).
Широкая линейка задач, сопровождающих практическую деятельность маркетологов, в результате вынудила профессиональное сообщество разделиться на узкие сегменты, сконцентрировавших усилия в концептуальных направлениях: производстве, товаре, рекламе, этике взаимоотношений.
Сегмент взаимодействия
В рассмотренном ряду стоит и концепция прямого маркетинга – непосредственной коммуникации с клиентом, ориентированной на получение прибыли. Разделив стратегию на два направления, рынок сформировал для каждого из них алгоритм действий, определяющий особенности передачи информации о конечном продукте.
- Сегмент В2С (business-to-consumer) – взаимодействие между поставщиком услуг и потребителем-физическим лицом.
- Маркетинговая среда В2В (business-to-business) – построение связей между двумя представителями бизнес-сообщества.
В интернете приведенное выше разделение проявилось весьма контрастно – приемы работы в группах существенно различаются и по инструментарию, и по формированию достижимых целей и прогнозируемых прибылей. Мир далеко шагнул за границы того времени, когда изобретение пишущей машинки положило начало первому сбору адресных баз и рассылке информационных писем.
Инструменты прямого маркетинга
Интересен сам подход к проблеме коммуникации и создание устойчивых каналов связи. Здесь ничего не устаревает и не пропадает – современный маркетинг оперирует и зародившимися в доцифровую эпоху приемами, и новыми технологиями, облегчающими и расширяющими взаимодействующие процессы. При этом совершается взаимопроникновение и синтез векторов движения, постепенно размывающий грани внутри маркетингового концепта.
- Рассылки через email, SMS или традиционную почту – самый показательный пример использования разнородных инструментов с единой конечной целью.
- Промо, выставки, ярмарки – взаимодействие с конечным потребителем на массовых мероприятиях. И вновь обращаемся к сохранению старых приемов, но с добавлением IT-решений. Современные маркетологи успешно переносят действие в виртуальную среду, используя новации в области AR, VR или 3D.
- Конференции, корпоративные или профессиональные мероприятия. Здесь прекрасно взаимодействуют процессы на уровне В2В – сложном рынке, выдвигающем специфические требования к продвижению. Как современная разновидность добавляется проведение интернет-конференций, позволяющих удаленно коммуницировать с потенциальными партнерами или заказчиками.
Говоря о взаимопроникновении трендов, еще раз сфокусируем внимание на потенциале интернета. Глобальная сеть атрибутирует поведенческие реакции пользователей и помогает найти способы их концентрации на нужном направлении. Из последних примеров – работа с большими массивами агрегированных данных, масштабирование процессов в объединенные комплексные решения, соединение офлайн- и онлайн-кампаний в единую систему продвижения. Эксперты прогнозируют дальнейшее развитие этого тренда, как наиболее перспективного направления в концепции прямого маркетинга.