Не только лендинг…
– Среди пользователей интернета укоренилось мнение, что создание сайтов – это основное поле деятельности веб-компаний. Так ли это?
Диана ЗАЙЦЕВА:
– Совершенно ложное представление. Фундамент интересов большинства наших клиентов лежит в абсолютно иной плоскости. Наиболее крупные бюджеты привлекаются в рекламе и поисковой оптимизации. Еще два направления – это формирование онлайн-репутации и работа в социальных сетях. Вместе эти компоненты соединены в комплексное коммерческое предложение, и оно дает наибольшую финансовую отдачу. Нужно заметить, что сказанное в равной мере касается и заказчиков. Сделать сайт – это 1/10 усилий и финансовых вложений. Дальше начинается кропотливая работа по продвижению и привлечению трафика. Именно благодаря им владелец веб-площадки получает основной доход.
Сегодня трудно представить себе интернет-фирму, которая обеспечивает только создание сайтов. Глобальная сеть, конечно, безгранична, но взрывного спроса на ресурсы уже нет и не будет. Тем более что финансовый кризис тоже внес свою лепту – количество заказов на новые лендинги сократилось, а продвижение все-таки остается в приоритете.
Кроме того, разработчики поворачиваются в сторону создания собственных проектов, которые способны повысить привлекательность новых или уже действующих сайтов. У нас в Zexler’е сейчас идет работа над корпоративными сервисами, способными расширить функционал веб-площадок в некоторых тематиках. Пока продукт не закончен, оставим подробности за скобками обсуждения, но это будут интересные и полезные сервисы.
Мобильный трафик диктует правила
– Развитие гаджетов – это последний тренд, оказавший существенное влияние на все виды сайтов. Как он отразился на стоимости разработки?
– Это действительно крупный шаг вперед, но только в плане технологий и вовлеченности пользователей в серфинг по сети. Не могу сказать за коллег из других веб-студий – у нас цена адаптированного сайта не стала выше. Еще года три назад, владельцы лендингов не очень верили в сегмент смартфонов и часто отказывались от мобильной версии, хотя она давалась как бы «в нагрузку» к основному проекту. А сегодня ситуация совершенно иная – неадаптированный сайт даже не рассматривается заказчиками. Мобилопригодность веб-страницы превратилась в условие обязательное.
Онлайн-конструкторы не вытеснят профессиональную разработку
– Открытые платформы в последнее время активизировали предложения по созданию сайтов непосредственно заказчиками, без привлечения веб-студий. Создает ли это угрозу рынку? Может быть интернет-компании доживают последние дни (годы) в этой профессии, а создание сайтов станет полностью бесплатным?
Диана ЗАЙЦЕВА:
– Невозможно, у них пока нет шансов сколь-нибудь прочно закрепиться в профессиональном сегменте. Конечно, онлайн-конструкторы сильно упростили жизнь для тех, кто желает создать личную страничку, визитку или что-то в этом самодеятельном роде. Все остальные направления, особенно продающие, обречены на общение с веб-агентствами.
- Во-первых, сайт мало просто собрать из навигации, блоков и картинок. Его нужно наполнить содержанием, а для этого, как минимум, придется обратиться к фрилансеру-копирайтеру.
- Во-вторых, качественное развитие проекта на открытых платформах затруднено. Они не обладают гибкостью движков и все время держат пользователя в рамках своего функционала.
- В-третьих, SEO и продвижение. Даже не говоря о семантике и других тонкостях, просто вставить код счетчика Я.Метрики для дилетанта представляет сложность. А это основа мониторинга активности пользователей и качества привлекаемого трафика.
Можем перечислять и дальше: безопасность, привязка к одному домену, ограничения по трафику. В конце концов, платить все-таки придется – за дополнительные функции или за тарифный план. Профессиональная деятельности требует большей свободы, поэтому сотрудничество с веб-студией выглядит предпочтительнее. Да и результаты более прогнозируемы.