Бесконечные правки в разработке сайта: решаем проблему

Как решить актуальный для многих дизайнеров и разработчиков вопрос, связанный с бесконечными правками клиента в процессе разработки сайта? Предлагаем решение.

04 July, 12:44
Диана Зайцева
UX/UI дизайнер. Руководитель разработки
7310
5

Все проекты - разные, так же, как и клиенты. Как понять клиента на начальном этапе, сдать проект в срок и  не выйти за рамки бюджета? Читайте ниже!

Головная боль менеджера проектов, дизайнера и разработчика - бесконечные правки, которые просит или даже требует клиент, в процессе прототипирования, дизайна, и даже после разработки сайта по согласованному дизайну. Многим компаниям до боли знакома ситуация: клиент заказал сайт, обсудили пожелания, детали, концепцию, и приступили к работе. И вроде так хорошо и радужно начавшийся проект, оборачивается правками, которым нет конца.

Клиенты бывают разные

  • Чаще всего клиент не имеет четкого видения и понятия, что именно он хочет получить в итоге. Самая частая формулировка клиента - "Вы профессионалы, сделайте как правильно. Хочу чтобы сайт продавал". И таких клиентов - большинство, около 70 %.
  • Еще 28 % - клиенты, у которых есть свое видение, но сформулировать они его точно они не могут. Чаще всего эти призрачные пожелания касаются функционала сайта, и не относятся к дизайну: тут чаще всего клиент не знает, что хочет видеть в итоге.
  • И только 2 клиента из 100 знают точно, что хотят, могут составить ТЗ, описать желаемое цветовое решение и функционал сайта.

Именно при работе с клиентами из первых двух категорий (а их, как мы уже определили, абсолютное большинство) чаще всего  работа затягивается из-за долгих согласований и бесконечных правок. Это напоминает крылатую цитату из "Бриллиантовой руки":

​ 

Довольный клиент - приоритет

​Так как свою работу мы делаем на совесть, вкладывая душу в каждый проект, нам очень важно, чтобы клиент был доволен. Именно поэтому мы (команда Зекслер), довольно лояльно относимся к правкам клиента, и зачастую не ограничиваем их количество. Но, как показывает практика, многие правки бывают необоснованными и являются просто нескончаемыми "хотелками" клиента. 

В результате, если количество правок не ограничивать, проект по итогу не только не приносит прибыли для компании, но и зачастую даже убыточен. И такое бывало.

Как расчитывается стоимость проекта: вносим ясность

Каждый проект, каждый тип сайта оценивается либо по стандартному прайсу, либо по индивидуальным расчетам, в случае нестандартных решений. При расчете стоимости работ, оценивается прогнозируемое количество "человекочасов", которые будут затрачены для реализации проекта. Над каждым проектом работает целая команда: это, по крайней мере, аккаунт-менеджер, менеджер проектов, аналитик, проектировщик интерфейсов, веб-дизайнер, графический дизайнер, верстальщик и программист. Итоговая цена проекта напрямую зависит от сложности реализации и прогнозируемого времени, которое команда затратит на него. 

Именно поэтому, когда клиент просит делать бесконечные и неоговоренные на первоначальном этапе правки, проект становится нерентабельным.

Золотая середина - обозначаем количество допустимых правок

​Не обозначить перед началом работ количество допустимых изменений и правок на этапах прототипирования и дизайна - считай, погрязть в количестве незапланированных работ.

Поэтому внедрять ограничение просто необходимо. Но важно найти золотую середину, учесть и пожелания клиента и его удовлетворенность результатом. 

Как сделать так, чтобы и овцы целы, и волки сыты? Ограничить число правок адекватным количеством. И клиент доволен, и компания сберегла время и нервные клетки. 

Количество правок на этапе прототипирования (проектирования) сайта:

Следует дать клиенту больше возможности для изменений и корректировок на этапе прототипирования, чем на этапе дизайна, так как именно от проектирования зависит, в большей степени, юзабилити будущего сайта. На этом этапе важно активно коммуницировать с клиентом, объяснять, почему сделали так или иначе. В 98% случаев, как мы уже говорили выше, клиент не понимает, что такое юзабилити, не знает правил проектирования сайтов и вносит корректировки, которые не всегда адекватны и уместны. В данном случае с клиентом нужно говорить, обсуждать, объяснять, и находить баланс между пожеланиями (хотелками) и правилами юзабилити, UI/UX и здравым смыслом. 

На этапе проектирования, количество правок  не должно превышать:

  • Для лендинга - до 5-7 правок
  • в случае полноценного сайта - 5-7 для главной страницы, и до 5-ти правок по каждой внутренней странице сайта, но не более 20-ти правок по сайту.
  • Также очень важно, чтобы правки давались клиентом сразу по всей странице, а не "по чайной ложке 3 раза в день". В целом допускается не более 2-х пакетов правок клиента по каждой странице сайта.

Дополнительные работы по правкам прототипа будут оцениваться в соответствии с затраченным временем на дополнительные работы. Расчет ведется за 1 час работы проектировщика, то есть 1100 руб./час.

Количество правок на этапе дизайна сайта

В случае дизайна сайта вопрос необоснованных корректировок стоит более остро. Если в случае проектирования можно объяснить незнающему клиенту, что при разработке прототипа и структуры, мы руководствовались теми или иными мотивами с целью повышения юзабилити и продающих свойств сайта, и клиенты с этим саоглашаются, то в случае дизайна - это сугубо дело вкусовых предпочтений и индивидуальности восприятия. 

Логично, когда клиент заказывает сайт по индивидуальному дизайну, он хочет чтобы все было идеально. Естественно, наш приоритет - это довольный клиент. Но, как показывает практика, именно при разработке дизайна, пожеланиям клиента нет конца, и что важно - пожелания эти очень субъективны и непрофессиональны с точки зрения веб-дизайна и дальнейшей мобильной адаптации сайта. Внедрять бездумно все пожелания клиентов - заведомо проигрышный вариант, как показывает практика:

Как быть? Ограничиваем количество входящих в стоимость проекта правок.

Итак, при разработке дизайна нужно следовать и объяснять клиенту некоторые правила:

  • Не допускаются правки прототипа после его согласования и передачи в дизайн. Если клиент возвращается к правкам прототипа на этапе дизайна, мы сворачиваем временно все работы по дизайну, и возвращаемся к работе над прототипом. Стоимость работ по правкам прототипа будут оцениваться в соответствии с затраченным временем на дополнительные работы. Расчет ведется за 1 час работы проектировщика: 1100 руб./час.
  • При разработке дизайна первым этапом делается дизайн первых 2-х экранов главной страницы и согласуется с клиентом концепт. Если концепт в целом устраивает, вносим до 5-ти правок и работаем дальше.
  • После разработки дизайна всей страницы, вносятся еще до 5-ти правок на главную страницу.
  • Внутренние страницы сайта делаются на основе дизайна главной страницы. На каждую внутреннюю страницу допускается внесение до 3-х правок.
  • В целом допускается не более 2-х пакетов правок клиента по каждой странице сайта.
  • После верстки и внедрения согласованного дизайна все дополнительные правки по дизайну и внедрению оцениваются отдельно, согласно нормочасу задействованной команды. 

Общение с клиентом - залог успешности проекта

Как быть, если клиент не соглашается с предложенным дизайном и настаивает на большем количестве правок, после того, как дизайн полностью сделали? 

Тут поможет только одно - правильное общение с клиентом. Хорошая аккаунтская работа ДО начала работы над проектом избавит от головной боли на этапе создания сайта.

Основные моменты, которые нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО сделать ДО начала работы над проектом:

  • Обсудить с клиентом все пожелания, особенности, если они имеются, и задокументировать их в виде заполненного и подписанного брифа. Именно этот документ будет основой при разработке сайта.
  • Обойтись заполненным брифом не всегда получается. Обсуждайте с клиентами их потребности. Не жалейте времени, чтобы понять, что именно хочет клиент. В процессе обсуждения заполняйте бриф вместе с клиентом. Потратив много времени на обсуждения и согласования, вы сэкономите его на бессмысленных спорах и многократном переделывании работы.
  • Обсуждайте объемы до начала работы. Оговаривайте с клиентов количество допустимых правок перед каждым этапом работы. Органичение количества входящих в стоимость проекта правок дисциплинирует заказчиков и резко снижает уровень их бессмысленной креативности.

Комментарии (5)

Аватар пользователя Мистер Х
Мистер Х
04.07.2017
 
очень интересно и жизненно, аккаунтам на заметку )
Аватар пользователя Дима
Дима
11.07.2017
 
А как же быть клиенту, ему же хочется решить свою задачу, она не всегда совпадает с виденьем студии. Ну хочется ему сделать так, плюс не всегда получается понять, как именно хочется сделать, а хотелка уже приходит когда что то предложили? То есть как быть клиентам или как работать с такими клиентами?
Аватар пользователя Диана Зайцева
Диана Зайцева
17.07.2017
 

Решение - общаться с клиентом. Хороший аккаунтинг до начала работы над задачей и во время согласований - это залог успешного выполнения задачи. 
1. До начала работы - выясняются пожелания клиента: примеры дизайна, желаемое цветовое решение, какие цвета нравятся, какой стиль предпочитает клиент. 
2. Просим примеры сайтов, котрые клиенту нравятся. Нужно клиенту объяснить: примеры нам нужны не для того, чтобы этот дизайн "скопировать" или сделать точно так же. Примеры нам помогут лучше понять предпочтения клиента в стилистике, цвете.
3. Если клиент не может свои пожелания изъяснить самостоятельно - показываются примеры дизайна. Если клиенту показать 3-5 примеров дизайна в разном стиле - он обязательно даст хоть какие-то комментарии. Что нравится, что нет, что категорически не приемлемо. Таким образом, дизайнеру проще понять предпочтения клиента и угадать желания.
4. В случае, когда клиент совершенно не дает никакой информации, нужно понимать, что работа с таким клиентом - это "гадание на кофейной гуще". Такого клиента тем более нужно подготовить к тому, что мы готовы работать до полного утверждения, гадать и "тыкать пальцем в небо" до тех пор, пока не достигнем желаемого результата. Но такая работа будет оцениваться отдельно, в зависимости от объема работы и правок. 

Аватар пользователя Макс
Макс
04.10.2017
 
очень интересно и жизненно, сам сталкивался с многими нюансами)
Аватар пользователя Диана Зайцева
Диана Зайцева
04.10.2017
 

Макс, как решали проблему? Поделитесь опытом :)

Добавление комментария:

Подписаться на новые статьи

Подпишитесь на новые статьи и вы будете получать самые свежие новости прямо к вам на почту