С чего все начиналось
Переход интернета в эру коммерческого использования принес с собой и необходимость создания сайтов для организации представительства и работы в виртуальном пространстве. Нормы и законы этой деятельности вырабатывались буквально на ходу, устоявшихся трендов еще небыло. Вообще, все походило на открытие нового материка – сумбурное, беспорядочное, неуравновешенное.
Многие вещи и форматы были заимствованы из онлайн-практики. Первые шаги в сети сделали периодические издания, крупные производители осторожно вливались в новое пространство, рекламные инструменты апробировались в цифровых технологиях. Сайты-визитки можно считать порождением этого же тренда. Не зная перспектив интернета и возможностей его развития, предприимчивые пользователи, тем ни менее, постарались первыми забронировать себе место на этом корабле. А форма визитки оказалась как нельзя кстати для этих целей – из элегантной кожаной визитницы она перекочевала в пространство сети.
Кстати, концепция оформления одностраничного представительского сайта не менялась несколько десятилетий. В ее основу была положена аскетичная простота.
- Прямолинейная навигация, не учитывающая логики внутреннего построения.
- Высокая шапка, включающая полное название, все юридические реквизиты и контактные данные.
- Преобладание информационных блоков и набора изображений, часто заимствованных на публичных фотостоках.
- Контентная загруженность и отсутствие внутренней архитектуры.
Нельзя сказать, что болезнь нагромождения поразила исключительно одностраничные визитки. Это было свойственно многим сайта, включая ресурсы вполне респектабельных компаний. Вся стилистика дизайна, преобладающая в первое десятилетие существования коммерческого интернета, может быть выражена всего одним предложением: «А я еще вот так умею».
Можно сказать, что следующий шаг визитки сделали вместе с расслоением сети на сегменты. Сформировались ниши корпоративных сайтов, нашли свое визуальное воплощение форумы, образовалась прослойка интернет-магазинов. Безусловная веха – 1997 год, создание поисковиков Яндекс и Google, которые спустя небольшое время стали определять тренды ранжирования. Каждый из перечисленных видов сайтов вырабатывал собственные стандарты дизайна, а поисковики определяли универсальные требования, которым должны соответствовать все. Это ведь неверное суждение, что оформление страницы не влияет на ее поисковую популярность. Вспомните о юзабилити, комфорте пользователей, времени, проведенном ими на страницах – все перечисленные факторы фиксируются и влияют на порядок выдачи. А мы вернемся к дизайну визиток, который с середины 00-х годов стал претерпевать концептуальные изменения.
Взгляд в завтрашний день
Из бесполезного атрибута, которыми были сайты-визитки первого интернет-десятилетия, постепенно стала формироваться креативная ниша представительских одностраничников, призванных повышать общественный (или сетевой) статус своих владельцев. Это направление можно назвать некой творческой лабораторией, в которой апробируются новаторские дизайн-модели. Причина состоит как раз в неутилитарной направленности визиток. Им не нужно продавать, собирать заявки, формировать лидогенерацию и конверсию. Свободный полет над горизонтом интернета – что может быть лучше для изучения трендов и создания предпосылок завтрашнего дня. Об этом в следующей статье.