Драку заказывали?
Мы на время отступим от заявленной темы по простой причине – реклама, она хоть в соцсетях, хоть в ООН-формате (Out of Home, наружная), но всё равно реклама. И живет по единым правилам на всех площадках. Так что вольности, которые периодически наблюдаются в соцмедиа, имеют давние и широкие корни. К методам, используемым 170 лет назад предприимчивым Исааком Зингером, обращаться не будем, хотя одна только его патентная борьба с другим изобретателем швейной машины – Элиасом Хоу – достойна отдельного «разбора полётов». Посмотрим на нравы в более поздние времена.
Эпатаж и провокация – как маркетинговый приём эти виды бурно стали развиваться в 70-80 годы прошлого столетия. Они попросту появились, иллюстрируя синдром прогресса общественного сознания в области межрасовых, сексуальных или любых других взаимоотношений. Духи от легендарного Ив Сен-Лорана наделали много шума в мире, когда в 1977 году появился аромат Opium. Мало того что восстали противники наркотиков, которых в те времена ещё было много на нашей планете, так в ход пошла и тяжёлая артиллерия продвижения. Копирайтерский слоган «Для тех, кто в зависимости от YSL» просто вывел из себя поборников рекламной чистоты. А сделанная спустя почти четверть века фотосессия Софи Даль – актрисы и модели – потонула в тысяче жалоб на чрезмерную откровенность.
Так что сегодняшние креативщики-блогеры, провоцирующие общественное осуждение, действуют по сформированному шаблону.
Из лучших побуждений?
А теперь вернемся в пространство социальных сетей. Некоторые владельцы пабликов экономят на лидерах мнений весьма примитивным способом – они попросту фотошопят нужные картинки, вставляя в них известных людей и снабжая рекламным текстом. Кроме того, что подобная практика чревата крупными неприятностями со стороны публичной персоны, так и пользователи уже научились распознавать компьютерные трюки и с нескрываемым удовольствием потом гоняют владельца сообщества по всем углам интернета. А уж когда кураж выходит на уровень скандала, здесь шутками дело не обходится.
Пять лет назад индийские рекламщики из WPP сделали баннер для презентации Ford Figo (не самая известная модель на нашем рынке, потомок Фиесты пятого поколения)., который к тому времени уже получил два десятка наград и стал в Индии автомобилем года (2011). Не сильно задумываясь, художник в мультяшно-рисованном стиле изобразил на переднем сиденье экс-премьера Италии Берлускони, а в багажнике связанных девушек с кляпами во рту. Шум поднялся неимоверный, извинения приносил и Форд, и креативная компания, и официальные лица страны. К слову сказать, шутники сделали ещё два постера: с Пэрис Хилтон и Михаэлем Шумахером.
До российских соцсетей волна не дошла, а вот на Фейсбуке вызвала неслабое морализаторское возбуждение. И отзыв, что «… если это себе позволяет Ford, то мы больше не сядем в такую машину...», выглядит вполне лояльно и сдержанно.
Нечто похожее произошло с ещё одним американским автопроизводителем. General Motors прифотошопил лицо Альберта Эйнштейна к телу современного качка-бодибилдера и снабдил это подписью, что «идеи тоже бывают сексуальными». Здесь уже в дело вступил возмущенный Иерусалимский университет – по завещанию гениального физика правообладатель образа и имени. Этот случай имеет отношение и к нашим соцмедиа – картинку до сих пор можно найти ВКонтакте с вполне лояльными положительными отзывами. Чего не сказать обо всём остальном мире – там подобные эксперименты не в чести.
Бренды тоже извиняются
Вернёмся в Рунет – наша сеть легко подхватывает мировые тренды. Причём как в области производства скандалов, так и в нише их порицания. Пару лет назад популярные World of tanks (Wargaming) попали в неприятную ситуацию, выпустив ролик о своей игре. Но вирусное распространение он получил совсем по иному поводу – отец заколачивает сына в шкафу досками, чтобы без помех рубиться в танчики. И хотя рекламодатель сам понял неприемлемый подтекст клипа и даже решил не выпускать его в интернет, но в сеть этот шедевр попал и вызвал естественную критику. Компания извинилась, признала правоту пользователей и всё бы выглядело пристойно, если бы не одно «но». Исполнитель главной роли – Вадим Галыгин – известен склонностью к матерщинному эпатажу, отметившись ранее в не менее скандальных роликах «Эльдорадо». Так что Wargaming отлично знал, какие эмоции должна вызвать его реклама.
Риски, сопровождающие раскрутку сообщества с помощью звёзд и лидеров мнений, бесконечны. Но в случае верно избранной творческой и маркетинговой стратегий они, конечно, оправданы. Впрочем, мы разбираем совершенно частный эпизод, не имеющий отношения к широко используемым методам. Ведь в подавляющем большинстве примеров фигурируют крупные заказчики с приличными бюджетами. А локальные сообщества предпочитают действовать самостоятельно, экономя не то что на инфлюенсерах, а даже на дешёвых рерайтерах. Об этом в следующей статье.