Территория риска
Если в прошлом на опасность утраты позитивных позиций более всего обращали внимание банки и другие кредитные организации, сегодня это уже выглядит архаизмом. Как раз-таки финансисты в развитых постиндустриальных экономиках выживают легче остальных. А небольшой бар, рассчитанный на посетителей из ближайшего спального района, обязательно обанкротится, как только его захлестнёт волна негатива за плохую кухню или грубость сотрудников.
Экспертное сообщество формулирует несколько фундаментальных причин, в которых необходимо видеть подстерегающую бизнес опасность.
- Во-первых, политика подбора персонала. Не станем вспоминать классическое «кадры решают всё» или более современное «вашу коммерцию погубит прыщавая девочка на кассе» – штат способен и возвысить компанию, и утопить её. Причём волны репутационной опасности транслируются в две стороны: плохая атмосфера внутри коллектива и обслуживание клиентов (покупателей) снаружи.
- Во-вторых, неудовлетворительная стратегия позиционирования в нише профессиональных интересов. Здесь выделяем отсутствие отдельной задачи, ориентированной на брендовые цели, недостаточная проработка репутационных рисков из-за производственных, маркетинговых, рекламных и других позиций управления бизнесом.
В целом, к заключительному пункту можно отнести широкий спектр вопросов – от внешнего вида корпоративного сайта до манеры общения и компетенции на площадках социальных сетей. Репутация превратилась в универсальную позицию – любое достижение работает на её укрепление, а неосторожное высказывание кого-то из сотрудников в личном блоге способно отозваться весомым имиджевым негативом.
Фактор тревоги
Скрывать нечего – малый и средний бизнес не рассматривают реноме в качестве цели инвестирования финансовых средств. Плохо это, или хорошо – сейчас не о том. Даже если в расходном бюджете нет строчки «Репутация» - это не означает, что она отсутствует. Важно следить, хотя бы на персональном уровне руководителя бизнеса, за упоминаниями в публичном пространстве и обращать внимание на первые сигнальные признаки.
Начнём с простого и нечеловеческого.
- Ваш сайт «потерялся» на просторах Рунета и не выходит в ТОПе выдачи по брендовому (репутационному) запросу – его авторитет у поисковых систем невысок и этим нужно заниматься. Тоже реноме, хотя и на программном уровне.
А теперь серьёзно!
- В первых строках рейтинга Яндекса (Google) закрепились площадки с размещенными негативными отзывами – это уже не риск, а прямая опасность. Она обязательно скажется на продажах, конверсии, популярности и ещё тысяче важных бизнес-обстоятельств.
- В соцмедиа разворачивается обсуждение деятельности (хоть в положительном ключе, хоть в отрицательном), а никто из представителей компании в них не участвует – это серьёзное упущение. Диалог с пользователями необходимо поддерживать и направлять в нужное русло.
- Упускаете состоявшихся клиентов, не стимулируя их к публикации положительных постов и комментариев – это неоправданный риск, который обязательно проявится в дальнейшем. Массив рекомендаций нужно создавать про запас.
- Плохая реклама, высокие цены, отсутствие на тематических площадках и отзывных сервисах – каждая позиция является фактором тревоги для репутационных форм продвижения.
В крупных компаниях заранее прорабатывают алгоритмы реагирования на «проседание» одного из направлений и ничего не пускают на самотёк. Возможно из-за этого они и выигрывают, конкурируя с малым бизнесом. В следующей статье рассмотрим примеры продвижения с помощью формирования положительного общественного реноме.