Условие первое: техническое заданиеУсловие первое: техническое задание
Мы не станем рерайтить дежурные советы о выборе образцов дизайна или формированию структуры на основе уже размещенных в интернете веб-площадок. Техническое задание – это, в первую очередь, оптимизированный для представления в сети бизнес-план, выраженный в пожеланиях к функциональности и насыщенности проектируемой страницы. Попытка «въехать в рай» на умении профессиональных web-студий делать из г***а (сами догадываетесь чего) конфетку – путь, в конце которого интернет пополняется еще одним бесполезным ресурсом.
Как правило, полезные брифы получаются у двух категорий заказчиков: во-первых, у тех, кто создает второй (третий) сайт и обладает личным опытом общения с интернет-компанией; во-вторых, у инициативных новичков, с головой погруженных в идею и не оставляющих «мелких» деталей на усмотрение стороннего разработчика. Подобное, как правило, выражается следующим образом: «В этом углу экрана должна быть какая-то анимированная фигня, по которой посетители сразу же поймут, что мы лучшие».
- Один из заказчиков веб-студии Zexler не стал «на пальцах» объяснять свои пожелания к улучшению структуры сайта, а распечатал его бумажный прототип. Весь офис собрался посмотреть на это «чудо природы», потребовавшее полпачки листов формата А4 для отображения всех навигационных переходов. Зато постановка задачи обрела зримые очертания. С таким необычным техническим заданием работа пошла и быстрее, и веселее.
- Неумение создать подробное описание – это не самый большой недостаток заказчика. Web-студия готова помочь в некоторых нюансах, если видит интересное решение задачи программными средствами. От клиента нельзя ожидать владения профессиональными инструментами разработки. При работе над сайтом косметологической клиники, программист Zexler’а предложил заказчику изменить параметры брифа – вместо описания и прайса услуг создать визуальную модель человека, где при наведении курсора мыши будет появляться информации о названии процедуры и ее стоимость. В брифе согласовали изменения и сайт пополнился интересным решением.
Оба примера использованы с единственной целью – показать, как влияет техническое задание на дальнейшее физическое воплощение сайта. Четко сформулированная задача – это непреложное условие дальнейшего успеха проекта.
Условие второе: выбор студии и сотрудничество
Нечасто упоминаемое в оборах отраслевого рынка направление – веб-компании разделены в табели о рангах не только числом сотрудников, уровнем цен или профессиональными успехами. Каждый разработчик обладает специализаций – нишей, где его успехи наиболее значимы и весомы. У одних выходят замечательные интернет-магазины, а другие специализируются на продающих одностраничниках. И первое, и второе – сегмент e-commerce, но это две большие разницы, как говорят в одном веселом южном городе. Поменяйте их местами, и вы получите два скучных и типовых проекта, ничем не отличающихся от сотен других интернет-сайтов.
Здесь не придумаешь ничего оригинального, кроме 1001 повторения растиражированных советов – прежде чем выбрать web-студию, «обнюхайте» ее вдоль и поперек.
- Реклама в интернете (и не только) – здесь никогда не появляются ТОПовые компании. Кому-кому, а профессионалам SEO отлично известно, что борьба контекстных рекламных бюджетов – это не лучший способ продвинуться на высококонкурентном рынке услуг.
- Портфолио – самый неинформативный способ выбрать разработчика. Здесь у всех царит ажур и креатив. Даже сами сайты веб-студий уже не могут служить гарантией качества. Несколько скандалов ушедшего 2017 показали, что прямое заимствование дизайна и функционала находит свое место и на страницах интернет-компаний.
- Апелляция к партнерам и клиентам – еще один непрозрачный способ выбора. Только непосредственный копирайт разработчика на созданном им сайте может служить гарантией правдивости подобных ссылок.
Два гарантированных способа – это тематические рейтинги и, сколь ни старомодно, «сарафанное радио». В первом случае – обязательно дорого, а во втором все может сложиться удачно для заказчика. Потому что личные рекомендации состоявшихся клиентов позволяют видеть объективную картину предстоящего сотрудничества. А личная встреча и собственные впечатления от делового контакта дополнят эту информацию.
Следующий пункт, с которым желательно разобраться заказчику прежде чем нырять с головой в процесс запуска проекта – стоимость и влияющие на нее факторы. Об этом в следующей статье.