История: что изменилось за 200 лет
Прародителем современного логотипа была лигатура, применение которой началось почти два века назад – соединение нескольких литер в единую графическую композицию. Этот способ нашел свое развитие в некоторых языковых структурах и закрепился в них, став изображением целых звуковых сочетаний. Но это совсем другая фонетическая история.
Как прообраз логотипа, прием просуществовал довольно длительное время и в наши дни остается одним из инструментов создания фирменных торговых знаков. Пример внедрения находим в логотипе новостного гиганта CNN или торговой марки Faberlic. Любое соединение литер и их перетекание друг в друга – это использование лигатуры в создании логотипа. Те, кто знаком с исполнительской музыкой легко найдет связь – даже в произношении – с техническим приемом плавного перехода звуков при помощи легато. Вот такое содружество искусств и их взаимопроникновение.
Приведенный способ обладает целым рядом достоинств.
- Во-первых, логотип формирует устойчивую связь с брендом.
- Во-вторых, графика – особенно в сочетании с авторскими начертаниями шрифтов – самостоятельно формирует оригинальный контур.
- В-третьих, вариативность способа, при котором он открыт для дальнейшего дополнения декоративными элементами.
Главная опасность кроется в чувстве вкуса и меры – лигатура способна визуально «перегрузиться» и стать нечитаемой. Впрочем, художественное восприятие и его влияние на создаваемый логотип, касается всех способов создания торгового знака.
Шрифты: новое – это хорошо зарекомендовавшее себя старое
Еще один прием, берущий начало от сотворения типографики, как искусства оформления текста. Здесь далеко ходить не придется, шрифтовые вставки в логотипах – это явление повсеместное. Нужно только сделать заметки на полях:
- три вида шрифтов, да еще из различных гарнитур – это нонсенс;
- трендовые стилистические начертания отлично смотрятся в момент создания логотипа, но спустя некоторое время из моды выходят и превращаются в архаику;
- шрифт передает концепцию. Использование в логотипе (например) банка игривых пляшущих букв или, не дай боже, Comic Sans, убивает доверие клиентов на три поколения вперед.
Продвинутые бренды зачастую не придают значения изобретению каких-то авторских шрифтов, используя арсенал уже привычных решений.
- Bosh, Sharp, Lenovo, Intel – гарнитура Sans serif, гладкие шрифты без засечек. Это, кстати, самая распространенная группа для торговых логотипов.
- Kingston, Buick, Lexmark, Volvo – засечные начертания из группы Serif. Здесь мы имеем самое редкое применение классического оформления текста.
- И наконец Coca-Cola или Disney, как яркие представители использования рукописных Script- шрифтов. Вполне возможно, что эти начертания так и остались в архивах своего времени, если бы не стали визитной карточкой торговых марок и их логотипов.
Развитие: бренды правила не соблюдают, они их создают
Как заключительный этап рассмотрения практики создания лучших логотипов и состоявшихся компаний обращаем внимание на графическую составляющую. Здесь невозможно систематизировать тренды и найти «золотую середину» графического воплощения. Взаимопроникающие круги MasterCard, крокодил Lacoste, ромашка Chupa Chups или незамысловатый штрих, ставший всемирно известным, как зрительное воплощение Nike – фантазия творцов логотипов неистощима и рациональной логике, как правило, не подчинена. Главная отличительная черта – это узнаваемость и оригинальность. А качество продукта, маркетинговая стратегия и удача обязательно свяжут воедино судьбу бренда и его логотипа.
Вместо заключения
Если кто-то хотел в статье прочитать «рецепт счастья» по созданию логотипов и не нашел его – это поправимо. Сейчас оформим.
Разрешено все, что не запрещено – вот главное правило создания хорошего брендового знака. А запрещено совсем немного.
- Логотип не может быть художественно безвкусным.
- Логотип должна сформировать торговая марка, а не наоборот.
- Логотипу противопоказано застывшее состояние. Он должен варьироваться, не изменяя публичной узнаваемости.
И последнее…
Нарисовать три полоски или изогнутый штрих и сделать их основой своего бренда способен любой. Вдохнуть в этот примитивизм жизнь, заставить служить развитию и популярности компании, трансформировать в зависимости от требований рынка и клиентов – для этого нужны профессионалы. Потому что главное правило современного бизнеса в области работы с фирменным стилем звучит так – каждый занимается своим делом. Производственники улучшают продукцию, а дизайнеры поддерживают этот процесс, в том числе и через работу с логотипами и другими элементами фирменного стиля.