Сначала была разметка:
недавняя история
По тому, как верстались сайты, можно проследить эволюцию интернета. Способы превращения дизайн-макета в полноценную веб-страницу – одинаково отображаемую на всех устройствах и в любых браузерах – прошли этот путь с ошибками, потерями и победами. При этом ни один из способов верстки не смог стать каноническим, все они продолжают существовать и бороться за место в интернете и арсенале разработчиков.
Можно сказать, что проблема оформления вообще не стояла перед первыми сайтами, появившимися в сети. Они основывались на так называемом академическом дизайне, который по выразительной составляющей близок к языку полиграфического информационного наполнения. В сети до сих пор можно встретить мастодонтов этого стиля, не изменившихся за прошедшие два с половиной десятилетия. Но всегда находится кто-то, изменяющий правила игры.
В нашей истории таким игроком выступил появившийся в 1994 году браузер Netscape. Он сразу был ориентирован на более широкую палитру изобразительных свойств и сыграл роль в их появлении – пользуясь своим монопольным доминированием внедрял нестандартные html-теги, ломающие существующие границы дозволенного. Подобную вольность поддерживали разработчики, ориентируясь в своих проектах исключительно на потенциал Netscape – еще раз повторимся, в тот временной промежуток этот браузер был безраздельным лидером в своей области. Веб-дизайн стал преобладать и ему начали уделять внимание. А это, в свою очередь, повлекло необходимость задуматься над способами верстки страниц. Использование «голого» языка разметки перестало отвечать формирующимся потребностям, возникла необходимость создания стандартизированных стилей оформления.
Верстка консолидировала интернет:
к миру через соперничество
Естественно, что монополия Netscape не могла длиться вечно – в середине 90-х Internet Explorer стал «оттягивать одеяло» на себя и подорвал единоличное доминирование конкурента. А веб-разработчики встали перед дилеммой выбора – теперь нужно было добиваться корректного отображения сайтов уже в двух браузерах. Так возникла необходимость в создании режима совместимости, который в дальнейшем трансформировался в унифицированные правила и появление термина «кросс-браузерность» – способность сайтов одинаково отображаться во всех программах просмотра, которых к началу 2000-х уже появилось достаточное количество. Так закончились «браузерные войны», беззвучно прогремевшие на пространстве интернета в конце прошлого века.
Возникает вопрос: «А какое отношение все это имеет к верстке лендингов?». Непосредственное. Ведь продающие сайты – это тот сегмент, в котором невозможно представить себе программных ограничений. Посадочными страницами пользуются на десктопных и мобильных платформах, во всех браузерах и при любом разрешении. Все это было бы невозможно, не добейся разработчики единого стандарта верстки и унифицированных правил ее применения.
Верстка одностраничника:
любое решение на продающем сайте
Главное, что можно сказать об искусстве верстки веб-страниц – в ней нет обязательных условий. Разрешено все, что не запрещено правилами корректного отображения контента браузерами. С внедрением в общую практику языка разметки стандарта HTML5 и каскадных таблиц стилей CSS3 это правило получило новые инструменты, способные решить любые практические задачи. К тому же мобилизация интернета поставила перед разработчиками новые вызовы. Одно дело, стандартизировать отображение сайта на нескольких видах стационарных компьютеров и линейке ноутбуков, а другое – дополнительно принимать в расчет смартфоны и планшеты, обладающие помимо совершенно других параметров отображения еще и поворотными свойствами экрана. Обо всем, что сопровождает верстку современных продающих сайтов, в следующей статье.