У них есть интернет и они научились им пользоваться…
Произошла неприятная для коммерсантов метаморфоза – пользователи сети первыми оценили и взяли на вооружение мониторинг онлайн-репутации потенциального поставщика товара (услуг). Привлечение «горячего» целевого трафика перестало быть конечной целью и гарантией высоких конверсий. А фальшивые отзывы типа «Вау, я всю жизнь мечтал о таком телефоне» уже никого не впечатляют – «пипл не хавает».
Пришла пора заниматься вещами глубокими и профессиональными. Без репутации и бренда уже далеко не уедешь. А стратегии управления онлайн-процессами из категории излишеств, интересных лишь раскрученным торговым маркам, которым деньги некуда девать, переходят в линейку необходимых для всех и каждого. Если, конечно, они пришли в интернет всерьез и надолго – однодневки могут продолжать не беспокоиться.
Репутация начинается с мониторинга…
Здесь на помощь приходят и специализированные онлайн-платформы, способные собирать и обобщать большие массивы информации, и ручная работа, когда владелец сайта самостоятельно проверяет наличие отзывов в сети и их качество. Последний способ доступен любому и обладает хорошими потенциальными возможностями – для малого бизнеса вполне приемлемый и бесплатный (!) вариант.
Как результат действий, владелец сайта получит информацию всего в двух пунктах: отзывы положительные и отрицательные.
- Первые никогда (или почти никогда) не появляются сами по себе – пользователи писать не любят, а качество воспринимается категорией обязательной. Никто не собирается говорить «спасибо» за товар, соответствующий ожиданиям.
- Вторые никогда (без исключений) сами по себе не исчезают – начав писать, человек редко останавливается на достигнутом. А безразличие к его мнению администрации ресурса способно лишь приумножить негативную прыть.
Предлагаемая стратегия работы с отзывами. Написание положительных необходимо мотивировать с помощью бонусов, подарков или методик нематериального поощрения (например, информационными рассылками). При появлении негативных постов вступать в диалог и выяснять причину. Здесь главная заповедь звучит просто – лучше потерять деньги, чем утратить репутацию. Но если Вы чувствуете, что имеете дело с мошенником, который банально «разводит» – обращайтесь в специализированную веб-студию. Лучше один раз заплатить профессионалам, чем рисковать деньгами или вирусным распространением по интернету отрицательных записей.
Что посеешь, то и пожнешь…
Посев отзывов – вторая стратегия на которую следует обратить внимание. Она часто присутствует в кейсах веб-студий по репутационной тематике, но в силу морально-этических причин исполнители этот момент не акцентируют. Дело в том, что посты создаются штатными копирайтерами веб-студий и не отражают реальной пользовательской картины. Здесь основная доля ответственности за успех ложится на плечи авторов, буквально вживающихся в роль покупателей. На почве обмана часто возникают конфликты и штрафные санкции отзывных площадок или даже судебных органов.
- В 2013 году 19 PR-агентств Нью-Йорка (США) были оштрафованы за фейковые отзывы на Yahoo, Google и еще паре-тройке поисковых платформ.
- Знаменитый сервис booking.com пережил неприятные минуты, уличенный в размещении заказных и не соответствующих реальности рецензий.
- Samsung при помощи отзывов некорректно обошелся с не менее известным HTC, за что заплатил 340 тыс. долларов.
- Ну и Россия не осталась в стороне, хотя судебные решения в потребительской нише у нас дело нечастое. Вспоминается штраф, выписанный социальной сети ВК (2013) за размещение недобросовестных негативных постов. Нужно заметить, что за пользовательские фейки наказали онлайн-платформу – не совсем логичное решение суда. Благо и штраф составлял чуть больше $100.
Предлагаемая стратегия работы с посевами отзывов – обращение в профессиональное веб-агентство. Написать один-два-три поста на тематических площадках, конечно, сможет и сам владелец бизнеса. Но провести организованную кампанию, эффективно охватить отзывные ресурсы и сделать полноценные оптимизированные тексты – это все-таки дело специалистов. Тем более что администрация этих платформ следит за «чистотой рядов» и жестко пресекает размещение прямолинейно-кривых сочинений.
Все что во благо сайту, полезно и для репутации…
Пусть не складывается впечатление, что только отзывы составляют костяк работы с публичным имиджем компании в интернете.
- Удобный и красивый сайт – это плюс к репутации.
- Высокая позиция в органической или рекламной выдаче – это плюс к репутации.
- Уникальный полезный контент и высокая цитируемость – это плюс к репутации.
Любую репутационную стратегию создает владелец сайта (или по его поручению веб-компания), проверяет интернет, а оценивает пользователь. И лишь после этого можно делать вывод о качестве проделанной работы и достигнутом уровне взаимодействия – удалось ли сторонам процесса превратиться в равноценных партнеров или они так и остались по разные стороны онлайн-баррикад.