Что такое юзабилити: положительные образцы
Существует множество толкований предложенного термина. Лучшим можно считать классическое значение «проектирование, ориентированное на пользователя». Оно известно задолго до массового внедрения интернета и хорошо себя зарекомендовало во многих офлайн-маркетинговых процессах. Самое сложное в решаемой задаче – умение предвидеть поведение клиентов, знание уровня их подготовки, совпадение между разработчиком и аудиторией по реперным точкам. Типичная иллюстрация влияния юзабилити – это крестик закрытия программ в верхнем правом углу экрана. Попробуйте перенести его на другое место и пользовательский опыт участников введёт их в полный ступор.
Ещё одна разновидность проявляется в сворачивании модальных (всплывающих) окон. С ними знакомы все. По клику открывается графический, информационный либо адресный блок. Разнообразие форм столь велико, что найти кнопку закрытия иногда бывает весьма проблематично. Но интуитивно каждый знает, что любой клик мимо окна этот раздел закрывает и сам крестик никто не ищет. Вот пример продуманного юзабилити, которое не ставит посетителя в безвыходный тупик.
Чтобы показать важность этого вопроса, коротко обратимся к классификации стандартов ISO. Здесь юзабилити подчинено разделу эргономики взаимодействия человека и машины, и обладает целым рядом обязательных атрибутов. Их описание – тема отдельной статьи, поэтому желающих сейчас адресуем на специализированные сайты.
Типовой аудит по разделам
А теперь перейдём к технической части задачи, которую решают веб-студии при экспертной оценке юзабилити.
- Во-первых, определение уровня подготовленности целевой аудитории. Различающимся тематическим сегментам свойственны особые характерные формы организации визуального пространства. Например, корзину интернет-магазина пользователи по привычке ищут в правой стороне шапки сайта. Переместите её на другое место и продажи застопорятся.
- Во-вторых, задачи, которые решает заинтересованная группа. Для лучшего восприятия и понимания сайта, важно определить цель посещения. На продающих ресурсах покупателя интересует товар, а для услуг важен процесс описания – материалы, оборудование, технологии.
Следующие четыре раздела помогают составить объективную картину юзабилити.
- Видимость – моделирование облика сайта, интуитивно понятного посетителю.
- Доступность информации – возможность не только читать, но и зрительно сканировать содержимое ресурса, опираясь на визуальные акценты, шрифтовые эффекты, цветовые решения и функции навигации и фильтрации. При организации фрагментов так же важна иерархия, каталогизация и структурирование поля.
- Чёткость представления информации. Здесь в дело вступают и технические моменты, такие как выбор гарнитуры шрифтов или контрастный бэкграунд, и творческие – написание текстов короткими предложениями, способ обработки и размещения графических элементов.
Каждый раздел отвечает за определённые участки юзабилити, формируя у посетителей общую положительную оценку сайта. Продолжим тему в следующей статье.