UX – дизайн: накопленный опыт взаимодействия
В основе лежит утверждение, что проектируя IT-продукт – в нашем случае сайт – разработчику следует принимать во внимание накопленный пользователями опыт общения с такими программными структурами. Прогнозированию подвержена любая область человеческой деятельности: эмоциональная, поведенческая, физическая и психологическая. Конечно, каждый поступок индивидуален, но существуют обобщающие параметры, позволяющие проецировать реакцию посетителей сайта.
Например, существенное для продающих страниц использование управляющих элементов: кнопок, бланков заказа или средств обратной связи. Накопленный пользователями опыт позволяет с большой долей уверенности говорить о закрепившейся привычке клиентов пользоваться этими опциями. И прямая противоположность – например, горизонтальный скроллинг. У подавляющего большинства пользователей нет привычки работать с этим эффектом. Поэтому его внедрение повсеместно вызывает неудобство и нарекания, рассматривается, как исключительно дизайнерская «фишка» – неоправданная и раздражающая. Но… Все способно быстро измениться, как только психология пользователей закрепит привычку к такому программному решению. Пример поверхностный, но иллюстративный. На таких «мелочах» построено использование уже состоявшегося опыта.
Вся концепция укладывается в пять пунктов, сформулированных американцем Джессом Джеймсом Гарретом, работавшим над веб-проектами компаний HP, Boeing, Motorola и Intel. Им введен в обиход еще один связанный с нашей темой термин – информационная архитектура.
- Уровень визуального восприятия. Это поверхностное зеркало вашего продающего сайта, тот его компонент, с которым непосредственно взаимодействует посетитель ресурса. Здесь все на виду и все понятно, по крайней мере так быть должно. Пользователи интуитивно знают, как совершить серфинг по странице (анкорное меню, кнопка быстрого перехода вверх страницы, другие навигационные элементы), как открыть выпадающий список или просмотреть изображения на слайдере. Одним словом, визуальное воплощение верхушки UX-айсберга.
- Уровень интерфейсной компоновки элементов. Здесь уже начинается начальный пласт теории объектного взаимодействия: планирование нужных управляющих компонентов, их форма и расположение, интуитивная достижимость для пользователей и удобство. Эффективных продаж невозможно добиться, не предусмотрев накопленного посетителями опыта использования продающего интерфейса.
- Уровень структурирования содержимого. Вот где начинается чистая теория, если не сказать шаманство. Структура предполагает разработку путей, при помощи которых пользователь безошибочно попадает на нужную страницу или в нужный раздел.
Чуть отвлечемся от описания уровней планирования UX и разберемся с важной для понимания деталью: каждый этап работает практическим воплощением нижестоящего и теоретическим обоснованием следующего за ним. Стадия компоновки элементов предвосхищает практику формирования визуального уровня, но одновременно является и действующей моделью предшествующего ей уровня создания структуры.
- Уровень компонентного планирования. Привяжем архитектуру дизайна к задаче создания продающего лендинга – он состоит из ряда элементов, каждый из которых решает индивидуальную задачу. В зависимости от особенностей проекта, некоторые из них могут не использоваться. Например, квалификация работников компании важна для сферы услуг – в рекламных агентствах наличие сертифицированных специалистов или победители профессиональных конкурсов в салонах красоты, – но абсолютно не востребована на лендингах, предлагающих брендовые товары. Компонентное планирование решает задачу формирования набора нужных элементов для использования на сайте.
- Уровень стратегического планирования. Фундамент всего здания информационной архитектуры сайта. На нем рассматриваются общие цели и задачи: деятельность сайта, его целевая аудитория, регион, другие объективные влияющие факторы.
Завершая обзор UX-построений обратим внимание на логику этого процесса – движение с нижнего, стратегического уровня вверх рассматривается как вектор от абстрактного к предметному, от общей цели до конкретизированной задачи достижения поставленного результата. Для посадочных страниц – совершения конверсионального действия.
Продающий дизайн: используем все доступные средства
Популярность лендингов сыграла с ними злую шутку – их графический дизайн настолько универсален, что способен обмануть доверчивого новичка, принимающего внешние оформительские признаки за атрибутированную продающую систему. Проходит время и очарование рассеивается, а посадочная страница не продает. Потому что, если нечто выглядит как лендинг и даже стоит, как лендинг – это вовсе не обязательно продающий лендинг. О принципах, формирующих продающий дизайн целевых страниц, в следующей статье.