Легче приобрести, чем потерять
Это интересное заключение подтверждается рядом практических исследований феномена репутации и полностью звучит так: «Легче приобрести ХОРОШУЮ, нежели потерять ПЛОХУЮ». Вот теперь все встало на свои места. Одна оплошность – и усилия многих лет обращаются в прах, а шлейф дурных отзывов тянется за торговой маркой долгое время. И даже избавившись от него, бренд не способен вычеркнуть негативный период из своей истории. Как говорится «ложечки нашлись, а осадок-то остался».
Плохая репутация всегда опережает хорошую
Еще одна закономерность, часто портящая жизнь владельцам коммерческих проектов. Причем в этом смысле интернет сыграл неприятную роль в быстром вирусном распространении отрицательных отзывов. На сцену вышла недобросовестная конкуренция, когда компрометация стала результативным приемом борьбы за рынки и влияние. Недостаточно просто формировать репутацию – ее нужно ограждать от необоснованного принижения.
Хорошая репутация – это постоянная ответственность
Целый ряд экспертных оценок касаются опыта работы в области публичного позиционирования. И забота о репутации занимает в них обязательные первые строчки. Чем успешнее становится компания – тем тщательнее она следит за формируемыми трендами в области своего представления на внешнем пространстве. Всего одно неосторожное движение и волна критики достигает размеров цунами. Причем величина бизнеса при этом даже не имеет значения. Маленькую парикмахерскую, оказывающую услуги клиентам в шаговой близости и допустившую репутационный «ляп», обязательно «похоронят» столь же небольшие конкуренты из ближайшего географического окружения. А волны, поднятые промахами крупных производителей, вообще способны стать информационным поводом в размерах всей страны.
Нет ничего хуже безупречной репутации
Это самое парадоксальное утверждение специалистов, но оно актуально, и – к сожалению – сложилось благодаря интернету и развитию глобальной коммуникации. В первую очередь сеть выносит на поверхность негативные события. Здесь в полной мере проявляются вирусные свойства этого явления, над расшифровкой алгоритмов которого безуспешно бьются целые отделы маркетологов. Корни, видимо, нужно искать в привычном выражении «и на солнце тоже пятна», которое объясняет природу необходимости соблюсти пропорциональное равенство между соотношением положительного и отрицательного. Но правдивость вынесенного в подзаголовок утверждения от этого не изменяется – пользователи не верят безупречным репутациям. Небольшой изъян, не влияющий на общее восприятие, все-таки выглядит как подтверждение общих достижений и высоких позиций. Вот такой парадокс.
На показателях формирования рыночной репутации остановимся в следующей статье.