Новое право – немного истории
«Право на забвение» появилось на стыке двух фундаментальных прав человека: право свободы слова и печати и право на личную жизнь. Интернет с одной стороны дает возможность в полной мере реализовать первое право, но часто нарушает второе.
Первым прецедентом разрешения конфликта интересов этих прав в 2014 году стало судебное разбирательство испанца Костеха Гонсалеса. «Революционер» права на забвение подал иск в отношении представителей Гугл с требованием удалить из выдачи адрес страницы, на которой рассказывалось о том, что его дом был продан с аукциона в связи с невыплатой долговых обязательств. Дело рассматривалось сначала в суде Испании, а потом в Европейском суде. Обе инстанции приняли решение удовлетворить заявление истца.
Что получил заявитель: URL страницы на которой была опубликована информация в отношении испанца был удален из поисковой выдачи, в то время как сама публикация осталась. В результате, попасть на страницу со злополучной информацией можно было только при наличии полного адреса ссылки или используя поиск, интегрированный в сам информационный ресурс. Что в принципе уже можно было назвать победой.
Что изменилось в законодательстве благодаря Костеху Гонсалесу
После громкого судебного процесса компания Google стала практиковать выполнение запросов на удаление из выдачи URL на страницы с информацией, которая утратила актуальность, и при этом утратила интерес для общественности. Однако это касается только Европейского Google.de, но никак не Google.com. Поэтому удаленную в европейском поиске ссылку легко можно найти на американском аналоге.
Если говорить о Яндекс, то после принятия изменений в закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», регламентирующих право на забвение, всего за 4 месяца в адрес компании пришло более 4000 обращений, направленных на реализацию нового права в сфере IT. Однако, как признается сам Яндекс, только 27% запросов были выполнены в полной мере.
Причина в том, что законодательная база, на которую опираются заявители, все еще не совершенна. Часто в Яндекс обращаются с просьбой удалить ссылки на социальнозначимую информацию. В таких случаях Яндекс вынужден отказать заявителю. Также трудности в удалении ссылок из поисковой выдачи ждут тех, кто не готов предоставить документы подтверждающие, что информация, размещенная по интересующему адресу, действительно незаконна. Особенно сложно определить действительно ли Яндекс имеет дело с информацией «утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя». Как сообщают представители Яндекс, закон требует конкретизации и с этим сложно не согласиться.
Много шума из ничего или все же актуально?
Общественность расходится во мнении, нужно ли право на забвение или это никому не нужное изменение. Одни склоняются к тому, что каждый гражданин имеет право получить интересующую его информацию. Другие становятся на сторону борцов за право на тайну личной жизни. Что же этот закон может значить для бизнеса?
Благодаря этому нормативному акту появляется дополнительный инструмент для управления репутаций в поисковой выдаче. Но важно помнить, что одним из критериев, влияющих на удаление адреса из выдачи, является отсутствие социальной значимости и подтверждение факта незаконности или неактуальности информации. Например, представители Яндекс сами признаются в том, что не пойдут на удаление информации о врачебной ошибке, так как эти факты могут стать одним из инструментов, используемых на благо общества. Время покажет, во что выльется дело Костеха Гонсалеса.