Вижу бренд – покупаю продукт
В какой-то момент потребитель показывает такую приверженность к марке, что больше не нуждается в дополнительной аргументации. Бренд становится гарантией качества и надежности. Человек, не задумываясь, покупает товар, на котором стоит логотип известной марки. Привязанность к бренду формируется сначала на рациональном, а потом на эмоциональном уровне. В истории маркетинга есть немало примеров того, как бренду удавалось сплотить вокруг себя армию приверженцев, которые ни при каких обстоятельствах не изменяли брендам-любимцам.
Вечное противостояние
Между почитателями разных брендов ведутся нескончаемые споры. Лояльные потребители готовы яростно отстаивать свою точку зрения в защиту бренда, которому было отдано предпочтение.
Такое противостояние можно увидеть на примере мобильных устройств на операционных системах Android и iOS или на примере зеркальных камер Canon и Nikon. Между сторонниками той или иной марки проходят жаркие баталии, в которых не может быть победителей. Аргументы в таких спорах могут быть вполне разумными, однако переубедить друг друга людям не удается по одной простой причине – выбор сделан на основе подсознательных предпочтений.
И если на начальном этапе (когда человек оказывался перед выбором) значение имели какие-то качественные характеристики продукта, то со временем решение о покупке стало приниматься автоматически. В дело со временем все больше вмешиваются эмоции, мировоззренческие и идеологические аспекты.
Жизненная философия и способ самовыражения
Феномен лояльности к торговой марке объясняется желанием клиентов сплотиться вокруг ценностей бренда. По сути, выбор любимой марки – это жизненная философия, способ самовыражения и поиск идентичности в социуме. Часть потребителей зависима от внешних атрибутов, которые помогают подчеркивать социальный статус. Человек как бы вписывается в идеологию, которую бренд транслирует через маркетинговую коммуникацию.
Ценности крупных брендов давно перестали ограничиваться утилитарными идеями, связанными с пользой и качеством и т.д. Смысловое наполнение бренда происходит на мировоззренческом уровне. Современные бренды продают не просто товар, а стиль жизни. Бренд Starbucks, например, сумел убедить клиентов в том, что их кофейни – идеальные места для общения и встреч. Посетители Starbucks приходят в брендированные заведения не только для того, чтобы выпить хороший кофе, но для того, чтобы приятно провести время в хорошей компании.
Дружба крепкая не сломается, не расклеится...
Лояльные клиенты руководствуются мотивами, которые выражаются в таких объяснениях: «хорошее качество», «стильный дизайн», «близко по духу», «модно» и т. д. За тем, чтобы потребители смогли дать такие простые объяснения своей приверженности, стоит титаническая работа маркетологов. Завязать дружеские отношения с потенциальными покупателями помогает персонифицированная коммуникация, уникальный контент, профессиональное позиционирование, воздействие на чувства и эмоции.
Преимущества лояльности клиентов очевидны. Как только бренду удается найти путь к сердцу потребителя, бренд может себе позволить:
- Снизить расходы на маркетинг, рекламу и продвижение.
- Повышать цены без опасения потерять объемы продаж.
- Рассчитывать на верных клиентов в кризисные моменты.
- Оставаться неуязвимыми, несмотря на атаки на репутацию со стороны конкурентов и недоброжелателей.
Приверженность к бренду не формируется на пустом месте. Оплотом лояльности является в первую очередь хорошее качество продукта. Вкладывая силы и средства в репутационные и имиджевые аспекты бизнеса, Вы, в конце концов, получите верных и благодарных клиентов, которые станут для бренда поддержкой и опорой в любых ситуациях.