Как все начиналось
Естественно в обычной, «до интернетовской» жизни. Это когда продавцы, покупатели, товары и услуги уже были, а глобального информационного пространства еще не существовало. Поверить сложно, но еще живы люди, которые это помнят.
Направление зародилось в конце XIX века, а оформилось в начале ХХ столетия. В 1902 году в трех американских ВУЗах – Мичиган, Калифорния и Иллинойс – были прочитаны первые лекции практического маркетинга. Теория подразумевала разработку событий, организующих взаимодействие между покупателями и продавцами и направленную на удовлетворение потребностей в области их взаимоотношений. С тех пор формулирование смыслов претерпело целый ряд интерпретаций, но природа рассматриваемого направления осталась неизменной – создание процессов взаимообмена производителей и клиентов, в результате которых каждый получает то, в чем нуждается.
Маркетинг оказался явлением универсальным, позволяющим решать организационные задачи в любых сферах коммерческой деятельности. К 1926 году в США образовалась Ассоциация, объединяющая маркетинг и рекламу. Это, кстати, интересный период – бизнесмены рекламного сегмента были весьма обеспокоены экспансией маркетологов, считавших свое направление вышестоящим и пытающимся «подмять» этот рынок. Компромисс, как видим, был найден. Движения объединились на равноправных началах и это был взаимовыгодный альянс. Маркетинг воспользовался наработанными рекламными приемами, а рекламщики – в свою очередь – взяли на вооружение новые тенденции организации комплексных мероприятий. Их «развод»произошел спустя почти полвека, в 1973 году. Ассоциации маркетинга стали образовываться на всех континентах, а само направление превратилось в синтезированный механизм взаимодействия, объединяющий экономику производителей и психологию потребителей.
Даже в столь консервативном государстве, каким был СССР, создали секцию маркетинга при Торгово-промышленной палате. После ряда трансформаций она пришла в сегодняшний день, как Всероссийская ассоциация.
Интернет-маркетинг: продолжение в новых условиях
Не слишком широко известный факт, что до 1990 года использование глобальной сети в коммерческих целях было запрещено. Лишь в 1992 году интернет был передан частному бизнесу. Расширилось число поставщиков и потребителей, а сеть превратилась в ту Всемирную паутину, без которой мы сегодня не представляем жизни. Появление новой цифровой реальности, естественно, ознаменовало новую эру в развитии маркетинга. Расстояние между производителями и покупателями сократилось, что инициировало рождение новых осмыслений взаимодействия.
Из практик традиционного маркетинга остались три компонента: товар, его цена и место продаж. Цифровой мир расширил возможности четвертого фактора – инструментов продвижения и их использования. Так же, как в свое время офлайн-маркетинг пытался поглотить рекламное направление, произошло объединение продвигающих практик под брендом интернет-маркетинга.
- Внутренняя оптимизация и поисковое продвижение.
- Все рекламные механизмы представления товаров или услуг.
- Точечное взаимодействие посредством email, опросов, анкетирования, других способов изучения потребностей рынка.
- Целое семейство видов партнерских программ.
Каждый сегмент подвергается дроблению на более мелкие группы, которые, в свою очередь, синтезируются по используемым методикам и часто превращаются в отдельные направления. Иллюстрирующим примером способно служить такое явление, как вирусное распространение целей маркетинговых практик – самостоятельное движение запущенного процесса, имеющего своей целью продвижение нужной информации среди пользователей.
Маркетинговые агентства
Коль существует спрос – значит будет и предложение. Эффективный маркетинг быстро стал популярен в коммерциализированном мире и превратился в прибыльный, хотя и высококонкурентный бизнес. Можно с уверенностью утверждать, что 2/3 обращений в веб-компании в той или иной степени касаются вопросов маркетинга – продвижение сайтов, реклама, изучение спроса или повышение репутации фирмы. О специализациях маркетинговых агентств и ежедневных практиках сотрудничества в следующей статье.