тИЦ (1999-2018): жизнь и смерть самого популярного индекса Рунета
Его появление было обусловлено двумя факторами. Во-первых, вечно путающийся под ногами Google успел в 1998 году запустить алгоритм PageRank, математически бездушно рассчитывающий авторитет каждой интернет-станицы на основе её связей с другими сайтами. Во-вторых, необходимость выработать единую систему органического ранжирования – борьба владельцев веб-ресурсов за ТОП выдачи появилась одновременно с запуском Яндекса.
Уже спустя пару лет стало понятно, что равнение на ссылки – это путь в никуда. Один из основателей российского поисковика – Илья Сегалович – в 2002 году высказался о том, что в сложившейся системе не учли только одну составляющую – конечного потребителя информации, который и думает словами, и ищет словами, и хочет видеть ответы сети, опирающиеся на эти самые слова. Математические модели прямого поиска такой возможности не дали.
В нетронутом виде авторитет тИЦ просуществовал лет пять, а затем Яндекс стал закладывать под него бомбу. И первым делом, в 2005 году, понизил ценность внешних ссылок – «линкострой» принялся терять вес, а вместе с ним начала сходить на нет сама причина поддержки индекса цитирования, как основного ресурсного показателя. Нет смысла перечислять хронологию внедрения алгоритмов. Каждый новый год приносил пару-тройку новаций, смещающих акценты на другие (не ссылочные) параметры поиска.
Последние гвозди в крышку гроба тИЦ вбил, вполне закономерно, вечный соперник продвижения линками – контент-маркетинг.
- Во-первых, он лучше отвечает желаниям пользователей получать релевантную информацию.
- Во-вторых, индексация сайтов по размещённым на них текстам, постепенно набрала больший вес, нежели тИЦ-визави.
- В-третьих, статьи сумели без потерь пережить мобилизацию интернета, а ссылки серьёзно просели на этом пункте.
- И напоследок, поисковый рерайт-спам напрочь убил саму идею – килотонны вариантов букв лукаво меняются местами и попросту тиражируют одни и те же смыслы, составляясь в уникальные словосочетания.
В конце концов, сеть стала чересчур сложна, чтобы выделять один инструмент в качестве эталонного показателя успеха и востребованности. Под занавес своей карьеры индекс цитирования уже не воспринимался чем-то значимым – просто ещё одна марка с цифрами в подвале сайта, где-то между счётчиками Я.Метрики и LI.
ИКС (индекс качества сайта): экзамен на…
Если в начале пути тИЦ представлялся вполне понятным для сайтостроителей значением, то его преемник этим похвастаться не может. Профессионалы давно поняли, что программная оценка – это не самый понятный и объективный процесс. Более того, сами разработчики ранжирующих алгоритмов время от времени подтверждают, что не до конца понимают порядок действия своих продуктов и влияющие на них условия. В подобной ситуации ожидать мало-мальски серьёзного отношения к ИКС-новинке, значит безоглядно надеяться на лучшее. А это уже не в моде.
Если собрать воедино все самые банальные рекомендации для продвижения сайтов, то получится инструкция по повышению индекса качества: снижать процент отказов; увеличивать глубину просмотра и время, проводимое посетителем на веб-страницах; добиваться комфортного юзабилити; размещать уникальные статьи. Пока всё сайты, где владельцы обращаются внимание на подобные пузомерки, сравнивают старые тИЦ-значения с новыми ИКС-результатами. Как только первая волна спадёт, станет ясно, какие из ресурсов прошли экзамен Яндекса, а какие остались за бортом высоких значений. Понятно только одно – ни один новый индекс уже не будет столь уважаемым, каковой была самая первая версия показателя цитируемости.