Маркетинг от лукавого
Дитя стихийной коммерсализации 90-х хорошо усвоил простую схему: «товар-деньги-товар», все, что шире этого, по его глубокому убеждению, от лукавого.
Сметливый бизнесмен, однако, опасливо озирается вокруг. Конкуренты, прослышавшие о его финансовом успехе, не дремлют. На рынок, на котором он чувствовал себя безусловным лидером, пробираются пронырливые дельцы, претендующие на кусок вожделенного пирога под названием «прибыль».
Добросовестный N знает, что его консервы для кошек превосходны по вкусовым качествам, а от сухого корма, который производится на его заводе, у песиков лоснится шерстка. От кормов же его наглых конкурентов у животных – несварение и депрессия. При этом бесцеремонные претенденты на раздел рынка заявляют о себе нагло и громко. На каждом шагу ему встречается название ненавистных брендов «Васькин дом» «Зверюшки и КО», Собачий рай» и прочие шарашки, отвоевывающего вожделенное место под солнцем.
Манипуляторы, на помощь!
Спокойствие покидает нашего героя. В его светлую голову одна за другой прокрадываются мысли о рекламе, маркетинге и прочих лукавствах мира сего. Мрачный потомок славного купеческого рода вспоминает о маркетологах и рекламистах, которых он гнал с порога своего офиса со смехом и улюлюканием, рекомендуя дармоедам заняться делом. С болью и внутренним протестом N принимает решение призвать к себе кудесников-манипуляторов.
Мозги коммерсанта со скрипом пытаются вместить в себя базовые премудрости невиданных наук. И если традиционный маркетинг еще как-то вяжется с его смутными представлениями о продвижении, то от понятий интернет-маркетинга пухнет голова, зудят зубы и обостряется подагра.
Заклинания маркетологов
На столе коммерсанта – пятнадцать вариантов логотипа фирмы «Лучший друг». PR-специалисты твердят о фирменном стиле и просят дизайнеров поиграть со шрифтами. Ночью нашему герою снятся щенки с логотипа, гоняющие по комнате команду специалистов-маркетологов, которые играют со шрифтами.
Днями напролет нашему профи зоопитания твердят об увеличении узнаваемости, привлечении новых клиентов. Он с сомнением одобряет дизайн наружной рекламы, соглашается провести мероприятие, на котором планируется организовать дегустацию полного спектра линейки продукции кормов для животных «Лучший друг».
В какой-то момент у бизнесмена сдают нервы. Последней каплей терпения становится перегруз мозга такими понятиями, как контекстная реклама, поисковая оптимизация, целевая реклама, тизерная реклама, ведение блогов, RSS-ленты и прочее. В итоге он сбегает с криком с очередного мозгового штурма, предоставляя вариться в этой паблицитной каше повернутых на своей профессии специалистов.
Синтез прошлого и будущего
Эта поучительная история отлично характеризует настроения людей, которые умеют зарабатывать деньги и улавливать тенденции рынка, но не приспособлены к современным условиям стремительного развития маркетинговых технологий, усложненных динамичными процессами цифровизации. Итог этой истории вполне закономерен и вполне оправдан. Сложной работой, учитывающей особенности современных технологий продвижения, должны заниматься профессионалы.
Мы живем в интересное время, когда солидный базис традиционного маркетинга перекочевывает в Интернет-пространство. Эффективными площадками продвижения становятся сайты и паблики в социальных сетях. Товар отныне в огромной степени перестает быть осязаемым в привычном понимании этого слова. Маркетологи вооружаются арсеналом визуальных средств, пытаясь вкусно и красиво упаковать продукцию, представить товар лицом так, чтобы он выигрышно смотрелся с мониторов компьютеров и экранов телефонов. Параллельно с этим в одной связке с SEO-специалистами и SMM-маркетологами работают рекламисты и маркетологи, работающие в реале, ведь зарекомендовавшие себя десятилетиями методы продвижения тоже никуда не делись.
По волнам информационного моря
Каким бы успешным не был бизнес, в какой-то момент он начинает теснится теми, кто поймал коммуникационную волну и свободно сёрфится в информационном море. Если пренебрегать современными методами продвижения товаров и услуг, то ваше дело потонет в пучине под названием Интернет-пространство. Будет как в известной песне: «Белеет мой парус, такой одинокий, на фоне стальных кораблей».
В своей стратегии включения в общемировые тенденции продвижения товаров и услуг можно выбрать несколько вариантов. Можно держать под неусыпным контролем все шаги, которые предпринимает приглашенная команда специалистов. В этом случае вы рискуете недосмотреть за основополагающими механизмами своей деятельности. К тому же существует риск перегнуть палку. Важно, чтобы ваше Супер-эго не подавило профессиональную работу опытных специалистов. Если навязывать свою позицию в вещах, в которых вы слабо понимаете, эффективность работы будет довольно низкая.
Можно переложить всю работу на плечи профессионалов, заняв позицию невмешательства. Это тоже не совсем верный путь, так как никто лучше вас не представляет специфику вашего бизнеса, его сильные и слабые стороны. Направлять и помогать информационно надо, иначе деятельность специалистов может уйти не в то русло.
Правило золотой середины работает и здесь. Следует четко формулировать задачи и цели, включаться в процесс обсуждения, но прислушиваться к мнению команды, приглашенной для того, чтобы для того, чтобы отвоевать для вашей компании место под солнцем в условиях жесткого информационного натиска.