Недавняя история
Еще до выхода в Google Play (2012), Инстаграм уже получил признание у поклонников Apple. В 2011 его даже назвали лучшим решением для яблочных продуктов, где социальная сеть уже привлекла в свои ряды около 30 млн пользователей. Но успех не мог быть полным, пока оставалось белое пятно OS Android. Год спустя фотосервис эту задачу блестяще воплотил. Причем ажиотаж был такой, что за 10 дней до официального релиза пришлось организовывать предварительную запись, чем воспользовалось близко к полумиллиону человек.
Здесь даже не обошлось без конкурентной ревности владельцев устройств на iOS. А чем ещё объяснить их критику в адрес Instagram, выплеснувшуюся в интернет в апреле 2012 года – дескать, с выходом на «плебейский» Андроид, социальная сеть теряет эксклюзивный статус, который ей давал аристократичный и утончённый Apple. Но успех Android-экспансии перекрыл недовольные голоса. Ежеминутно в мобильной версии регистрировалось до 2 тыс. пользователей, а каждые сутки загружалось по 5 млн фотографий. Брюзжание яблочников попросту захлебнулось в этом водовороте смартфонного трафика. Вот с таким бэкграундом и произошла «сделка века», как окрестили эксперты поглощение Инстаграма Фейсбуком.
Друзья-соперники
Внимание на практику работы Facebook создатели Instagram обратили раньше, чем Марк Цукерберг задумал приобретение этой соцсети, да и вообще узнал о её существовании. Такова участь лидеров – они постоянно на виду и становятся объектом изучения молодых, амбициозных и голодных конкурентов. Другое дело, что не все из них дорастают до уровня равноправного соперничества с фаворитами. Наши герои это сумели.
Первоначально Инста задумывалась, как платформа, позволявшая чекиниться (да-да, в 2010 году уже существовало это понятие, ставшее хайповым совсем недавно), планировать встречи и обмениваться фотографиями из различных – нередко, злачных – мест. Даже название Burbn (первая торговая марка) происхождением обязано сорту популярного кентуккского виски, столь любимого Кевином Систромом. А дальше произошло то, что нужно взять на заметку всем пользователям, занимающимся рыночным продвижением продукта.
Систром и Кригер проанализировали первые результаты деятельности своей программы и пришли к неожиданному выводу – из всех функций приложения популярность приобрела только одна. А именно, люди как сумасшедшие обмениваются фотками, не обращая внимания на геометки, планирование и прочие навороты. Соавторы не стали разбираться в причинах явления, а быстро проанализировали нишу и выявили в ней всего двух соперников – Hipstamatic и, куда без него, Фейсбук. У первого были отличные фильтры, но способность публикации находилась в зачаточном состоянии, а второй пока ещё не предчувствовал визуальный тренд и не развивал этого направления на мобильных платформах.
Свято место пусто не бывает, и в 2010 году появился знакомый нам Инстаграм (для нового продукта название Burbn уже не подходило), который со временем дорастёт до уровня признанного фаворита. Правда, для этого ему придётся перейти под крыло всё того же Фейсбука и плотно с ним интегрироваться. Продолжение в следующей статье.