Маркетинг: и сто лет назад привлечение клиентов было актуально
Не стоит удивляться тому факту, что мы используем в современном обиходе заимствованные термины и техники воздействия на потребителя. В силу исторических обстоятельств в России не развивались рыночные механизмы, которые были востребованы в западных странах. Маркетинг, в своем первоначальном значении, и обозначает действие, производимое на рынке, широкий спектр удовлетворения потребностей всех участников этого процесса: создание продукции, ее продвижение, рекламирование, повышение спроса или приобретение. Неопределенность, сопровождающая использование термина «маркетинг», и вызвана широким диапазоном его применения. По своей сути, каждое действие, направленное на рыночную деятельность, вмещается внутри этого понятия.
На развитии этой концепции остановимся схематично. Впервые маркетинговая теория была обнародована в 1902 году, когда в нескольких американских университетах прошли лекции по этому предмету. Спустя четверть века направление получило такую популярность, что в США образовалась ассоциация, занимающаяся вопросами рекламы и маркетинга. Обратите внимание, уже тогда началось смешение и взаимопроникновение понятий. В середине ХХ века платформу маркетинга совместили с рыночной теорией управления, а позднее – с системой взаимодействия с клиентами (CRM). С этого момента можно констатировать переход маркетинга на уровень создания философии рыночных отношений, регулирующий и определяющий все комплекс взаимопроникновения цепочек коммерческой деятельности.
Маркетинговые действия в смысловых выражениях
В прикладном значении, маркетинг способен стать инструментом и для привлечения клиентов, и для налаживания производственных или сбытовых функций. Все зависит от задачи, поставленной перед специалистами рассматриваемой области. Разберемся в общих методиках, представляющих интерес в самой распространенной для владельцев сайтов сфере, увеличении аудитории заинтересованных пользователей.
- Проведение исследований, направленных на поиск пользователей, заинтересованных в продвигаемом товаре или услуге. Мы неслучайно начинаем описание именно с этого пункта. Он, как представляется, интересен по одной причине – выделению из общей массы интернет-посетителей сообщества, подходящего по обозначенным признакам к пониманию группового портрета целевой аудитории. Которая, в свою очередь, является непременным условием для проведения последующих запланированных действий. Инструментами для решения поставленной задачи могут служить почтовые рассылки, проведение мероприятий интерактивного взаимодействия (опросы, тесты), анкетирование различных по своим характеристикам социально-демографических групп. Развитие социальных сетей дало маркетологам возможность использовать эти платформы для своей цели. Преимущество их состоит в том, что посетители самостоятельно формируют группы, объединенные по возрасту, месту проживания, интересам или профессиональным признакам. Анализ поведения и выявление зарождающихся внутри каждого сообщества трендов, позволяет делать выводы о векторе их движения и предугадывать тенденции завтрашнего дня.
- Рекламный маркетинг. Это востребованная ниша, стимулирующая быстрый прирост заинтересованной целевой аудитории. Используемые инструменты: платформы контекстного и медийного продвижения, баннерообменные сети, участие в статусных профильных мероприятиях (конкурсах, выставках). Как к отдельному инструменту вновь обращаемся к соцсетям – они успешно конкурируют на рекламном рынке и выделяются в отдельную категорию маркетинговых инструментов. Недостаток рекламы выражается в быстром оттоке клиентов, после окончания кампании.
- Продвижение бренда или ребрендинг (изменение бренда). Устойчивая методика, способная принести значительные клиентские поступления. В ее основе лежит комплекс мероприятий, направленных на повышение узнаваемости торговой марки или бренда, формирование лояльности целевой аудитории и ее количественное расширение, закрепление положительной репутации фирмы и ее показательного имиджа. Агрессивное брендирование способно дать быстрое наращивание трафика и качественное улучшение позиционирования в широком пользовательском поле.
- Креативный маркетинг. Этот подход пока не утвердился, как профессиональное направление, но тенденция позволяет выделить его в отдельную категорию. Здесь и нативная реклама, и вирусные решения, и использование корпоративных троллей, и провоцирующие общественный интерес методики, и другие нестандартные виды воздействия, ориентированного на расширение клиентской аудитории. Обратим внимание на существенный минус этого вида, лежащий в несколько неожиданной плоскости. Для проведения кампании креативного маркетинга нужны – кто бы мог подумать – люди с фантазией и идеями. Если все другие виды маркетинга поддаются систематизации и описанию – здесь такой подход неприемлем. Креативная идея одноразова, ее невозможно повторить, она уникальна в самом широком, хорошем смысле этого слова.
Контент-маркетинг: привлечение клиентов через интернет
Существует еще одно разделение контентных методик, которое редко рассматривается исследователями и экспертами, но представляет неподдельный интерес в практической плоскости применения. Здесь мы подразделим способы привлечения клиентов на быстрые и медленные, дающие моментальную отдачу и действующие в растянутом временном отрезке. Согласитесь, что это важный фактор: соотношение горизонтов планирования и получения желаемых результатов. Рассмотрим вопрос в следующей статье.