Придумали название – придумайте и начертание
Рассмотрим, что лежит в основе каждого нового дела – концепция, идея, пути воплощения, подбор команды. Все верно, но есть один пункт, с которым вряд ли не согласится даже завзятый спорщик – придумываем название. Кстати, вот и первое знакомство с фирменным стилем, его терминами и людьми, работающими в этом направлении.
- Нейминг – создание брендовых имен.
Времена безликих «эксимов» и «импексов» остаются в прошлом, их и так в каждом городе пруд пруди. А мы двигаемся дальше.
Придумать название – это полдела. Теперь нужно его написать. Выглядит просто, однако есть свои нюансы. Новые шрифты появляются регулярно, но практика показывает, что используются как раз варианты классические – гладкие, рубленые, курсивные или жирные, с засечками или без. Выделиться можно и здесь.
Все помнят логотип DELL – одна наклонная литера делает его оригинальным и запоминающимся. И таких примеров масса: внедрение красного ромба в классическое начертание Lexmark, и вновь красный, но уже треугольник, срезающий начало Bridgestone, или три полоски, предваряющие Barum, или желтая вставка Visa. Примеров много, а вывод один – название нужно написать красиво, уникально и броско. А для этого нужен…
- Шрифтист – редкая профессия, занимающаяся разработкой букв и их применением в оформлении текстов.
Дизайн фирменного стиля
Придумали название, придумали начертание – придумайте логотип
Ленивые или слишком креативные на этом пункте могут перевести дыхание – использование брендового названия в качестве товарного знака или логотипа вполне допустимая и широко распространенная практика. И все же, торговая марка, дополненная фирменным знаком – это хороший задел на будущее и подспорье в публичном представлении. Согласитесь, что Nike без своего знаменитого штриха или Adidas без трилистника теряют большую часть собственного стилистического шарма.
Создание логотипа – как раз тот момент, где участие владельца бренда никогда не бывает лишним. Все похоже на прыжки с парашютом, где каждый – и генерал-десантник, и мастер спорта-чемпион мира – свой купол укладывает собственноручно. Чтобы потом крайних не было. А логотип – это как раз тот самый парашют. Бренд под ним будет парить над интернетом и другими офлайн-просторами. И последний довод, из области общежитейской мудрости: «Сначала Вы работаете на логотип, а потом он трудится на вас».
Тренды в стилистике фирменных знаков непредсказуемы. Можно сказать, что они организованы по принципу накопления. Новые направления не вытесняют, а дополняют старые. Поэтому до сих пор используются лигатуры – комбинаторное совмещение нескольких знаков, которые были первыми логотипами в истории. В остальном наблюдается полная свобода фантазии: круги, овалы, штрихи; абстракции и иллюстрации; животные, люди и графические элементы; прямые аналогии с производимым товаром (Wella и, будем патриотами, Газпром) или отвлеченные понятия, коих большинство среди товарных знаков. По какому пути пойти решает владелец бизнеса и…
- Художник-иллюстратор или графический дизайнер. Для справки – не каждый, кто научился работать в Adobe Photoshop или CorelDraw вправе называться таким специалистом. Можно купить логотип, но приобрести фантазию и умение делать красивые и запоминающиеся фирменные символы, невозможно.
Говоря о логотипах и торговых знаках нужно вспомнить еще одно направление, появившееся вместе с интернетом – это анимация и эффекты. Возможности цифровой передачи информации сильно шагнули вперед, по сравнению с традиционными бумажными носителями, поэтому стремление их использовать часто приводит к созданию программируемых «фишек» для воспроизведения на компьютерах. Не забываем про эту возможность и еще одну профессию…
Программист – оживит фирменный стиль и привлечет к нему внимание посетителей сайта.
Сделали название, начертание, логотип – не забываем о слоганах и лозунгах
Здесь все просто и очень сложно одновременно. Попробуйте заменить длинный рекламный текст 2-3 словами и, если это получится с первого (второго, третьего) раза, подумайте о смене профессии, у Вас редкий дар. Хотите примеры волшебного действия слоганов – загибайте пальцы.
Номер первый – Фольксваген Käfer, знаменитый Жук. Существует легенда, что массовое помешательство на этих маленьких машинках, сделавшее их в результате культовыми, произошло вместе с появлением рекламного слогана: «Твой второй автомобиль».
Номер второй – L’Oréal и его неизменное с 1971 года: «Ведь вы этого достойны». Прямое обращение производителя, ставшее цитируемым и ассоциирующееся с одним-единственным брендом.
Номер третий - M&M’s и превратившийся в истинный мем рекламный слоган: «Тает во рту, а не в жару».
Номер четвертый – Apple и его тонкий троллинг IBM: «Думай иначе». Сегодня этого не понять, но в 1997 году фраза, созданная рекламщиками из TBWA\Chiat\Day (Лос-Анджелес, США), была откровенным призывом к аудитории и противовесом девизу компании-конкурента, имеющего к тому времени уже вековую историю: «Думай IBM». Чем закончилась эта борьба слоганов мы знаем – Яблоко на первом месте в мире по рыночной капитализации.
На этом не закончим, но подведем итог – хотите запомниться, создавайте слоганы. И знакомьтесь с креативными профессиями…
Копирайтер – не просто пишет слова, а создает образы.
Разработка и создание фирменного стиля
Придумали название, начертание, логотип и рекламный слоган – есть задел для фирменного стиля
Реклама и стилистика – это две области, работу в которых нельзя закончить, ее можно только прекратить. Все, о чем было написано выше лишь небольшая часть на пути создания корпоративного имиджа. Серьезная разработка потребует участия фотографов и видеооператоров, стилистов, типографов, редакторов... Но бояться ее не нужно. Фирменный стиль оттачивается годами, но работает десятилетиями. Без всякого лукавства переиначим еще один рекламный слоган к теме нашего разговора.
Есть вещи, которые нельзя купить. Для всего остального нужен MasterCard (нет!) фирменный стиль.