Для начала о Москве
Сколь ни смешно это звучит, но сама столица до сих пор не сумела обзавестись собственным логотипом. Да и единого фирменного стиля как-то не сложилось. Попыток было сделано много, денег потрачено несоизмеримо больше, но утверждённой современной эмблемы – исторические геральдические знаки в расчёт не берём – так и не появилось. Даже комитет по туризму, более других заинтересованный в формировании положительного имиджа, после ряда неудачных попыток, похоже прекратив движение в этом направлении.
Здесь бы вспомнить знаменитое «Солнце» Жоана Миро – первый в мире логотип, выполненный в стиле абстракционизма по заказу туристического ведомства Испании. Хотя он и не содержит ни малейших намёков на исторические места или объекты, но признаётся одним из самых узнаваемых эмблем мира и прочно завоевал статус символа своей страны. В сравнении с этим художественным шедевром, предложение раскрученного российского дизайн-маэстро выглядит несколько «косолапым». Студия Артемия Лебедева создала свой вариант столичного лого – красная пятиконечная звезда и строгая чёрная надпись: «Москва». Понятно, что такой знак может продержаться некоторое время только на волне трендового хайпа, но настоящим брендом никогда не станет. К сожалению!
Узнаваемые элементы стиля
Но кесарю кесарево, а слесарю слесарево. У бизнеса собственные сценарии развития и продвижения, в которых желание выделить принадлежность к российской столице занимает отдельное место. Особенно яро этот тренд наблюдался на переломе веков – в начале 00-х кто только не стремился правдами и неправдами поместить на фирменную символику исторические здания, находящиеся в ведении государства. Эмблемы и логотипы с Кремлёвскими башнями, Большим театром или храмами и соборами (здесь, конечно, другой собственник) красовались на визитках и становились корпоративными элементами. Позже всё утряслось и вернулось в правовое поле, а компании принялись за ребрендинг, удаляя из обихода прежние логотипы и эмблемы. На руку сыграл извечный русский «авось» – практически никто не обращался в Роспатент за регистрацией, а значит и замена обошлась «малой кровью».
На день сегодняшний желающие включить какие-то фрагменты узнаваемых символов в собственные логотипы, должны проявлять находчивость и долю фантазии. Для примера разберем один кейс, выполненный дизайнерами рекламного агентства Zexler по поручению нашего клиента.
Владелец сети хостелов, расположенных в столице, разместил заказ на разработку элементов фирменного стиля. В том числе и логотипа. Здесь в задание был включен пункт, обязывающий студию изобразительными средствами оформить прямую визуальную аналогию с Москвой. Это удалось сделать при помощи весьма ограниченных атрибутов.
- Во-первых, на красном фоне «вырубка» крупной заглавной литеры М, выполненной жирным брусковым шрифтом.
- Во-вторых, стилизация буквы под форму зубцов Кремлёвской стены – это дало интуитивную подсказку.
- В-третьих, создание отдельной обводки верхней части на горизонтальной нижней основе и внедрение полученного элемента в дополнительные атрибуты стиля.
Всё вместе дало нужно для клиента эффект – в эмблеме отчётливо виден титульный знак, ясно читается аналогия с зубцами исторической стены и поддерживается брендовым названием. К такому логотипу никогда не возникнут претензии правообладателей, поскольку он не использует непосредственных иллюстративных символов.
Продолжим тему в следующей статье.