Радость узнавания и стихийная визуализация
Человеческий мозг так устроен, что узнавание – значимый шаг на пути к доверию. Как только потребитель научился выделять Вашу компанию на фоне конкурентов по таким атрибутам, как логотип, слоган, шрифт, цвета, это значит, что первый коммуникативный барьер успешно преодолен. Однако предшествует этому солидная работа.
Нередко случается, что фирменный стиль создавался в компании стихийно. По мере необходимости, отдельно друг от друга, в разные временные промежутки разрабатывался лототип, затем для рекламной компании понадобился слоган, напоследок к этому добавились шрифты и фирменные цвета. Такие разрозненные элементы в какой-то момент пытаются соединить в одно целое, однако россыпь этих пестрых атрибутов с трудом между собой соотносится. При этом атрибуты в какой-то степени прижились, клиенты уже научились узнавать фирму даже по такой, не связанной между собой сигнальной системе.
Как быть в таком случае? Есть ли смысл что-либо менять. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать корпоративные наработки, оценить их укорененность в сознании потребителя и действовать уже исходя из конкретной ситуации.
Скорректировать старое или создать новое?
Если компания выходит на новый качественный уровень, в ее деятельности происходят существенные изменения, то это самый удачный момент для того, чтобы что-то менять.
На стол специалистам по разработке фирменного стиля ложатся символы, с которыми компания долго существовала. Стоит задача – привести все имеющие атрибуты к единообразию. Иногда удается найти общий концепт между элементами, созданными бессистемно, а иногда приходится кардинально пересмотреть визуальную политику. К таким революционным мерам прибегают в двух случаях – если не удается обнаружить «зачатки» фирменного стиля или символы настолько неудачные, что дорожить ими не имеет смысла.
Стоматологическая клиника «Dentalica» обратилась к помощи маркетологов и дизайнеров, имея «брендбук», в котором имелось избыточное количество шрифтов, цветов и даже несколько логотипов. Сайт клиники при этом никак не соотносился с имеющимися атрибутами. В результате работы были отброшены лишние элементы, затрудняющие потребителям процесс идентификации. Один из узнаваемых логотипов коммерческого лечебного учреждения был взят в качестве базового элемента для создания идейно обоснованного корпоративного стиля. Шрифты и цвета также были приведены к единообразию, которые нашли свое место на сайте клиники.
Сигнальная система
Важно не только иметь качественный брендбук, но и уметь грамотно им пользоваться. Нередки случаи, когда энтузиазм деловых людей, усилия которых направлены на получение прибыли, заканчивается. Коммуникация, подкрепленная визуальными знаками, сводится на нет. Письма, бланки и другие корпоративные документы оформляются без логотипов. Символика остается лежать мертвым грузом.
Это огромная ошибка. Лишая потребителей взаимодействия на визуальном уровне, Вы теряете весомую долю влияния на сознание аудитории. В то время, как Вы пускаете коммуникацию на самотек, заботясь лишь о смысловом наполнении сообщения, отсутствие других смыслов, которые работают на подсознательном уровне, делают общение «пресным». Ваши конкуренты, заботящиеся о «сигнальной системе» легко оставят Вас позади.
Ценность успешных компаний состоит на 80% из известного бренда, который неотделим от фирменного стиля. Чем раньше Вы начнете осмысленное общение с клиентами посредством наглядного набора концептуально связанных между собой элементов корпоративного стиля, тем раньше начнется накопление нематериальных активов. Это работает так: потребитель получает сигнал в виде узнаваемого образа, и его сознание откликается на него информативно-ассоциативным рядом. Чем ярче и четче этот сигнал обрабатывается в сознании аудитории, тем успешнее можно считать Ваши усилия по продвижению фирменного стиля.