Пятое место: открытый плагиат
Самый простой способ нарваться на критику. К подобному рекламному приёму без стеснения обращались всего десятилетие назад, когда интернет рассматривался, как пространство абсолютного бесправия авторов. Именно на это время приходится период становления социальных сетей, а значит и начало массового скопления пользователей на одной площадке. Коль уж вспомнили о становлении соцсетей, впору обратиться за примером к самим сервисам. В 2008 году начавший мировую экспансию Фейсбук, серьёзно обвинял ряд национальных платформ в нарушении авторского законодательства. Касалось это не только нашего ВК, но и немецкой сети StudiVZ, и продуктов китайских разработчиков. Впрочем, здесь оказались затронуты совсем другие вопросы.
Для полнометражной иллюстрации достаточно вспомнить только один пример с роликом Альфа-банка «Честным быть выгодно» (2009), который волшебным образом спустя пару лет оказался скопированным производителем витаминов «Унивит». Ни убавить, ни прибавить. Плагиаторы сняли всё – от темы и сюжета до персонажей и реплик.
Четвертое место: заимствование элементов и идей
До сих пор этот способ оказывает влияние на рекламные тренды. Удачная находка или художественная идея начинают видоизменяться и тиражироваться, а пользователям остаётся только наблюдать за этим марафоном, подспудно осознавая, что нечто подобное они уже когда-то и где-то видели.
Даже вполне авторитетные эксперты рынка считают, что ничего зазорного в черпании подобного «вдохновения» нет, а вся российская реклама – в той или иной степени – имеет западные корни. Да и сами иностранные коллеги ничуть не сомневаются, прикарманивая чужие идеи. Она рекламная история фотографии «Обед на небоскрёбе» способна проиллюстрировать этот тренд. Здесь и Lego, заменивший рабочих на детей, и Sony с рекламой фотокамер, и Фольксваген, удаливший для чего-то всех людей из кадра и рекламирующий новый Crafter. А также ещё парочка не слишком известных у нас торговых марок, не оставшихся в стороне от культовой фотографии строительства RCA Building.
Что уж тут говорить о продвижении в социальных сетях, где владелец малого бизнеса не задумываясь хватает любой понравившийся ему снимок, чуть-чуть колдует в простеньком фоторедакторе и вот уже новый шедевр со столетней родословной появляется на публичной странице компании.
Третье место: недостоверная реклама
Принцип «не обманешь – не продашь» долго культивировался в среде рекламодателей. Отсюда растут ноги всевозможных обещаний единственного на рынке товара с уникальными характеристиками и прочими привлекающими внимание атрибутами. Правда «Закон о
рекламе» несколько остудил горячие головы и навёл порядок в сфере громких обещаний, но на каждый роток не накинешь платок. Нет-нет, а пользователи вновь обсуждают очередное «предложение века».
Пожалуй, чемпионов в этой области следует считать товары для красоты раскрученных брендов. Rimmel и L’Oreal в своё время проиграли иски по делу о накладных ресницах. Смешно сказать, потребители заметили их в гриме актрис, рекламирующих тушь для наращивания ресниц. Затем Johnson & Johnson затеял тяжбу против всё того же L’Oreal за обман в рекламе солнцезащитного крема. Список столь долгий, что продолжать его не будем.
Второе место: подделка под бренд
Здесь нашим умельцам от рекламы невозможно соревноваться с маркетологами из Поднебесной, которые превзошли всех в создании копий и реплик. А ещё в модном ныне сегменте нейминга, маскируясь под раскрученные торговые марки. Здесь и в большом Рунете, и в узкой нише социальных платформ, обстановка выглядит внешне благополучной. Редкие волны критики приоткрывают какие-то элементы заимствования, но это скорее представляется исключением из сложившейся маркетинговой практики.
Первое место: провокация
К этому пункту следует присмотреться внимательно. В нём группируются все приёмы, основанные на привлечении интереса пользователей любыми способами. В том числе, не слишком этичными или направленными на запланированный эпатаж. Рассматриваем и визуальные элементы, часто несущие двойной смысл, и непристойную лексику с подтекстом, и любые другие способы. Отдельный сегмент – это сексизм или всё, что наш щепетильный век способен принять за его проявление.
Действенная реклама Вконтакте: заключение
Все перечисленные антитренды в своё время находили место на страницах социальной сети. Но период становления уже прошёл, и не только для рассматриваемой площадки. Сами пользователи дистанцируются от рекламного щекотания под мышками, предпочитая ему получение достоверной информации в нужной тематике – соцсеть повзрослела. Разрабатывая маркетинговые стратегии следует учитывать этот факт.