Структура сайта: основа для любых разработок
Дерево, растущее за вашим окном – вот простейшая природная иллюстрация логичной структуры. Можете не сомневаться, что в нем все гармонично и правильно. Ствол, как главная страница. Это самый объемный элемент (первый уровень), объединяющий все остальные компоненты. От него отходят ветви первого порядка. В случае с веб-сайтами, они служат прототипами разделов второго уровня. От ветвей расходятся дочерние отростки так далее, до создания всей кроны (массива) страниц, образующих общую структуру.
Пример с деревом интересен для разбора структуры сайта по еще одной причине. Дерево всегда пропорционально. В здоровом растении не бывает сильно различающихся по размеру ветвей. Все они обладают примерно одинаковым количеством отростков. Такой же подход следует использовать при построении сайта – принцип равновложенности внутренних элементов. Понятно, что в интернет-магазине одна категория товаров (например, мебель) способна объединять 100 позиций, а другая только пять. Значит нужно применить дробление крупных разделов. В случае с мебелью – это офисная, для кухни, гостиной и далее по списку.
И еще одно иллюстративное замечание. Сайты с простой структурой подобны пальме – корона широколиственных ветвей в своем основании соединена со штамбом (стволом). Это простейшее построение, главная страница с переходом на следующий уровень не имеющий дальнейшего структурного развития. Такой формат следует принимать за основу. Наращивание массива ответвлений в третий, четвертый и далее, усложняют построение и создают новые навигационные пути по сайту. Уровень сложности таких конструкций границ не имеет.
Структура страницы: логика традиционных построений
Второй аспект построения связан с организацией внешнего вида веб-страницы. Этот пункт также относят к структурным понятиям, хотя он, в большей мере, связан с пользовательской архитектурой.
- Шапка – блок фирменного стиля. Здесь действительно все подчинено узнаваемости бренда – логотипы, начертания шрифтов, цветовые решения, названия и рекламные слоганы. Даже сайты интернет-магазинов – похожих друг на друга, как братья-близнецы – именно в этом блоке демонстрируют наибольшие различия.
- Тело страницы – раздел контентного наполнения. В нем размещают все тематические элементы – тексты, графика, интерактивные и продающие блоки. Порядок формирования зависит от дизайнерского концепта и логики размещения. Для информационных ресурсов характерно вынесение на главную страницу последних по хронологии материалов. Для продающих – заглавный блоков тематических товарных каталогов, акций и скидок, розыгрышей и бонусов, других конкурентных предложений.
- Левая и правая колонки. Находятся по обе стороны тела страницы (ниже шапки) и служат для размещения произвольного набора элементов. Слева часто помещают основное или дополнительное меню, каталоги с разворачивающимися «аккордеонами» вложений. Правая сторона отдается рекламе, анонсам внутренних страниц или виджетам соцсетей. Обе колонке не являются обязательной составляющей страницы, их применение зависит от способа размещения информации. Например, продающие landing page традиционно верстаются в одноколоночном формате.
- Подвал сайта.Применяется для размещения служебной информации, дополнительного навигационного меню, копирайта разработчика и других вспомогательных элементов.
Оба рассмотренных структурных плана имеют важное значение для обработки страницы программами поисковых систем и восприятия контента посетителями. Первые ориентируются на машинные факторы – доступность страниц, организация переходов, логика построения. Для вторых – пользователей – важна интуитивная отзывчивость интерфейса, понятные навигационные пути, соблюдение основ комфортного взаимодействия с контентом.
Нужно сказать, что работа со структурой сайта – наиболее консервативная область разработки. Здесь не приветствуются нововведения и эксперименты. Нетрадиционное построение обязательно приведет к оттоку посетителей, которые чаще всего преследуют цель получения информации или приобретения товаров, а не блуждания по структурным лабиринтам.