Суть понятия: по айдентике встречают
У этого термина много смысловых синонимов: корпоративная идентификация, бренд ID, фирменный стиль. Последний прижился и чаще всего употребляется в повседневной речи для обозначения набора составляющих, отражающих публичное представления визуальных элементов отличия торговой марки. Считается, что единый и законченный фирменный стиль вызывает у клиентов доверие и ощущение надежности производителя, заботящегося о своем «внешнем виде». Вероятно, что это так. Но важнее – ощущение солидности и внимания к деталям, сопровождающее знакомство с новым брендом. Это позже возникает узнаваемость и привычка к использованию продукции определенных компаний. Но все, без сомнения, начинается с айдентики. И очень плохо, если ей же и заканчивается.
Смысл и наполнение: чем глубже в бизнес, тем больше айдентики
В поле ответственности фирменного стиля входят многие составляющие. Одни из них хорошо знакомы покупателям (клиентам).
- Логотип – первое знакомство, отличительный графический знак бренда.
- Публичное название бренда.
- Рекламный слоган или девиз.
- Гарнитуры шрифтов и цветовые решения.
Следующий уровень – это развитие линии визуальной и эмоциональной символики, участвующей в создании корпоративного имиджа. Здесь присутствуют персонажи – брендовый тотем, талисман, герой. Возможно участие музыкальных или видеотреков. Разрабатывается фирменная анимация, графические элементы дополняются антуражем – обводками, рамками, вензелями, орнаментами. Заключительный уровень айдентики – это правила и стилистика оформления деловой переписки, использование канцелярских товаров с применением элементов фирменного стиля, создание сувенирной продукции для продвижения в публичное пространство. В целом, продолжительность линии корпоративных правил использования брендовых символов, способна многое сказать о компании и ее философии собственного позиционирования на рынке.
Часто можно услышать суждение об определяющем значение фирменного стиля и его «волшебных» свойствах создания конкурентного преимущества. Согласимся с этим лишь отчасти. Конечно, потребитель легче запомнит торговую марку разработавшую, к примеру, логотип в ряду других компаний, не озаботившихся созданием этого элемента. В полярных мнениях любят ссылаться на целый ряд известных брендов, графические идентификаторы которым придумали либо сами владельцы – это и Адидас, и Шанель, и Кока-Кола – либо люди далекие от профессии.
На этом месте обычно вспоминают Nike и его логотип, сделанный то ли за 30, то ли за 35 долларов студенткой Портлендского университета. Таким примером скептики пытаются доказать, что участие профессионального графика в создании фирменной символики – это условие необязательное . Конечно, резон есть, но очень ограниченный. Говоря об айдентике, нужно принимать в расчет ее специфику – развитие и модификацию фирменного стиля в различных условиях и обстоятельствах. Это явление на стыке искусства рекламы и маркетинговой науки, к которому необходимо относиться, как к живому организму. Ади Дасслер – основатель и владелец Адидаса – самостоятельно придумал знаменитые три полоски для своей торговой марки. Но они пережили массу брендовых и рекламных трансформаций, разработанных и внедренных профессиональными дизайнерами.
Вообще тема логотипа и течений, влияющих на его формирование – это отдельная история. Поговорим о ней в следующей статье.