Общие сведения и показательные факты
Интернет-торговля остается одним из самых привлекательных кластеров бизнеса в глобальной сети. Опираемся на статистику Москвы и обосновываем это утверждение.
- Если в 2014 году количество интернет-ритейлеров составляло чуть более 18 000, то в 2016 г. они достигли отметки в 20 тыс. и сформировали 1% экономики столицы. Серьезный бизнес, учитывая факт того, что в Москве зарегистрирована почти половина интернет-магазинов России.
- Торговля в сети имеет тенденцию к укрупнению – менее 30% предлагают только одну категорию товара. Остальные стремятся занять нишу универсального магазина.
- Отдельный тренд – выход в офлайн. Особенно характерен для магазинов, торгующих смешанным ассортиментом и одеждой. Они имеют в среднем по 5-6 физических торговых точек.
- Более половины пользователей интернета (54%) делают заказы в сети. Примечательно, что среди покупателей увеличивается доля людей старшего возраста. В 2016 г. она составила 7% – пенсионеры осваивают интернет.
Вполне достаточно для вывода: торговля в сети – это выгодный и развивающийся бизнес, ставший самостоятельным игроком на экономическом поле и формирующий значительные бюджеты. А теперь о приемах, которые помогут привлечь покупателей.
Метод первый: реклама и органическое продвижение
Нет дыма без огня – нет продаж без SEO-продвижения. Как ни банально это звучит, статистика – наука точная. Каждого четвертого покупателя направляет в интернет-магазины поисковая система Яндекс. Google несколько отстает, но не намного. На его долю приходится 15% (данные по Москве). При этом наблюдается разделение по товарным категориям. До 50% заказов из интернета приходится на продукты, напитки и редкие товары, которые проще найти и заказать в сети.
Метод второй: авторитет социальных сетей
Если еда и напитки – это вотчина поисковиков, то спрос на детские товары (до 70%) генерируется в социальных сетях. Это и понятно – здесь обсуждения, отзывы, рекомендации. Одним словом, лучшее – детям. Хотя в более широком ассортиментном смысле, есть нюансы и специализации.
- ВКонтакте – первое место по представительству интернет-магазинов. Он по старинке считается молодежным – хотя уже перерос этот шаблон – и в нем широко представлены направления гаджетов и электроники.
- FB – второе место. Площадка универсальная и раскрученная. Особенность в интернациональности – здесь обязательно присутствуют глобальные игроки, ориентированные на охват зарубежного клиента.
- Одноклассники лидируют по детским товарам. Вновь срабатывают стереотипы, платформа считается средой обитания взрослых людей, озабоченных домашними проблемами, детьми и внуками.
- Instagram – в это пространство традиционно стремятся бренды одежды и соответствующие торговые интернет-площадки. В сети представлены 60% зарегистрированных магазинов одежды и обуви.
Метод третий: позвони мне
«Перегретый» рынок выдвигает требования к уровню сервиса. А для интернет-магазина обработка телефонных звонков – это его начальный «теплый» этап. Для привлечения покупателей используют бесплатные линии, обратный звонок, онлайн-чат и IP-телефонию. А вот доля участия мобильных операторов снижается – никто не предлагает клиенту самостоятельно оплачивать разговор с call-центром. Вообще, средства связи и коммуникации – это отдельная головная боль владельцев интернет-торговли. При нерешенных проблемах этой позиции, «теряется» каждый четвертый потенциальный клиент. Ну и конечно, задача набора подготовленного персонала – хорошая дикция, компетентность, доброжелательность и талант удержать заказчика.
Метод четвертый: средства оплаты
Как показывает практика – это основной компонент на этапе продаж. Потому что сайт интернет-магазина, не предлагающий комфортной и безопасной оплаты покупки, обречен. При этом наблюдается тренд на онлайн-платежи и отказ от физических денег – проверенным интернет-продавцам покупатели доверяют. Даже в случае оплаты покупки через службу доставки – курьер в обязательном порядке должен иметь мобильный терминал для безналичных расчетов. И еще одна деталь – электронные деньги. Их принимают более 50% интернет-ритейлеров и этот тренд нарастает.
Метод пятый: привезем быстро, упакуем надежно
Закончим обзор самым коротким пунктом. Покупателя нужно уважать и не заставлять ожидать. Все.