Шаг первый: определяем коммуникационные точки сбора посещений и сохраняем имена
Как правило, место входа пользователей на ресурс ограничено относительно небольшим числом страниц – их важно не потерять. Любая аналитическая платформа способна подсказать структуру трафика и его качество. Например, Яндекс.Метрика даёт точную картину с каких поисковых запросов и по каким ключам осуществляются переходы. В процессе редизайна эти точки должны сохранить первоначальный вид – не в плане картинки и навигации, а только в адресе, метатегах, описаниях и форматировании контента.
- URL должен точно соответствовать прежнему названию. Любые, самые незначительные замены, в глазах поисковых роботов делают страницу новой, на которую не распространяются прежние параметры ранжирования. Например, изменение транслитерации или использование underscore вместо дефиса – алгоритм сразу зачислит этот вариант в разряд интернет-новичков и процесс завоевания авторитета начнётся с нулевой планки.
- Метатеги и описания переносятся полностью, без сокращений и, желательно, без дополнений. Хотя последнее спорно! То же касается заполнения тегов alt и title в составе картинок. Если до редизайна они были указаны, значит оставляем в новой версии точно такую же структуру.
- Заключительное, текст. Его, как правило, попросту копируют, не задумываясь над заголовками первого и более мелких уровней, изменением абзацев или сокращая количество знаков. Возьмем практику Яндекса – основного арбитра Рунета. Он уже пару лет обращает внимание на все контентные мелочи и включает их в общую оценку страницы. Любая трансформация букв (различающиеся уровни тега H, объединение или дробление структуры) может вынудить поисковик посчитать текст новым и уронить его позиции в привлечении посетителей.
Таким образом следует обработать каждую важную страницу отредизайненного сайта, заставляя внешние ресурсы принять её без понижения рейтинга.
Шаг второй: другие сценарии отображения
Этот момент особенно важен для продающих площадок, в первую очередь, интернет-магазинов и лендингов. Если на странице присутствуют карточки товарных позиций, каталоги, фильтры, калькуляторы, отзывы и комментарии – их желательно не подвергать значительным изменениям. Сокращение либо – ещё хуже – резкое увеличение номенклатуры продукции, заставит поисковик по-новому взглянуть на страницу, даже если её адрес останется прежним. При необходимости сделать такие манипуляции, рекомендуется проводить их плавно, растянув на некоторый отрезок времени и давая возможность ранжирующим алгоритмам индексировать постепенно изменения.
Шаг третий: ссылки и перелинковка
Здесь, конечно, потерь не избежать. Полный редизайн, как правило, всё-таки изменяет навигационную структуру и – соответственно – систему внутренних и внешних связей. Особенно если он проводится для улучшения позиций юзабилити (комфортного серфинга по веб-ресурсу). Частично проблему уже затронули в первом разделе – оставив неизменным написание URL’а, мы сохраняем поток посещений на важные страницы сайта. Но трансформация, которая обязательно будет внутри площадки, приведет к формированию новой иерархии и отразится на существующих ссылочных путях. Это следует принять как должное и постараться минимизировать потери за счёт дополнительных мер SEO-оптимизации.
Советы и рекомендации
Любой редизайн – это заведомая лотерея с непредсказуемым итогом. Щекотать адреналином нервы с поисковиками столь же опасно, как и с родным государством. Но в данном случае можно риски застраховать.
- Во-первых, создать тестовую версию сайта, закрыть её от индексации и внимательно проверить работоспособность и полноту. Последнее, кстати, очень важно. У малого бизнеса с лендингами проблем не возникает, а масштабным проектам свойственно потерять десяток-другой страниц. Отказ от проверки организовать файлом robots.txt (но Google это не рассматривает как обязательный запрет) и, например, входом на сайт по паролю.
- Во-вторых, не спешить устанавливать на пробную страницу счётчики. Они запутают поисковики и объективных результатов мы не дождёмся.
- В-третьих, провести аудит новой версии и выявить её недостатки.
- Масштабные проекты лучше редизайнить по частям, постепенно проверяя и заменяя каждый раздел.
Заключительная рекомендация касается не технических подробностей, а житейских наблюдений. Старт новой версии не дают в конце рабочей недели или на выходных – в случае форс-мажора все необходимые сотрудники должны быть на местах. А продающим сайтам нужно обратить внимание и на сезонные колебания. Глупо затевать игры с трафиком в период активных продаж – лучше подождать более спокойного момента.