История упрощений в примерах
Вот ведь какая штука – изменение логотипов можно рассматривать в качестве иллюстрации прогресса бренда, а можно анализировать смену визуальных трендов. Для компьютеров Apple в 1976 году была приемлема сюжетная эмблема – Исаак Ньютон под деревом и, понятное дело, с яблоком. Стилизация в карандашную графику с массой деталей, тенями и ленточками. Правда, уже через год от всего этого великолепия осталось лишь яблоко, да и то с одной стороны надкушенное. Потом был знаменитый радужный вариант – никакой пропаганды ЛГБТ, а только символ передачи цветов монитором – а затем и этого стало много. Началась череда стеклянных, металлических и просто монохромных образцов. И на день сегодняшний мы видим простой чёрный логотип, без малейшего намека на объём и фактуру материала. Так и хочется сделать первый вывод – чем сложнее выглядит техника, тем проще её эмблемы.
А второй пример мы найдём в истории бренда Nokia. Впрочем, его становление происходило почти на век ранее, нежели два Стива – Возняк и Джобс – и Рональд Уэйн запустили проект Apple. Кстати, последний как раз и был автором начального (художественного) варианта яблочного логотипа.
Первая эмблема будущего транснационального производителя телекоммуникационного оборудования тоже была очень колоритной и типичной. В традиционном для старых фирменных знаков чёрно-белом исполнении (цветной печати ещё практически не существовало) изображена голова здоровенной рыбины, торчащей из круга с надписью: «Нокиа, акционерное общество» на финском и шведском языках. Видимо это должно было стать данью протекавшей невдалеке речке Nokianvirta – в названиях и старых логотипах часто прибегали к таким приёмам, увековечивая место, где располагалось производство.
А дальше снова началась трансформация. В 60-х рыбья голова исчезла, сменившись названием Nokia внедренным в центр круга с чёрной обводкой. Компания в это время активно выпускала самую разнообразную продукцию – от электрических кабелей до бумаги и деревообработки. Развитие направления электроники ещё более упростило логотип, на котором красовалось лишь название бренда и три символических стрелы, обращённые вверх и вправо. Ближе к 1990 и этот вариант полегчал, отбросив графику. Под надписью Nokia появился слоган Connecting People (соединяя людей). И в конце концов, осталось только название торговой марки. Всё! Занавес! Продукция стала сложнее, а знак сократился до размеров одного слова, написанного каким-то безобразно-простым шрифтом.
Если говорить о ретро и Нокиа, то нужно отметить другой фирменный символ (точнее, звук), ставший настоящим опознавательным гимном этой торговой марки. Речь идёт о флагманском рингтоне Nokia tune, прилипшем к ушам целого поколения пользователей. Нечасто можно встретить мелодию, столь крепко соединившуюся со своим брендом. Пожалуй, только крики дятла Вуди из диснеевских мультфильмов да новогодние песни Coca Cola так же прочно ассоциируются со своими владельцами.
Да, стиль ретро в логотипах вряд ли вернётся на рынок в обозримом будущем. Он слишком тяжёл и громоздок, чтобы составить серьёзную конкуренцию более молодым собратьям по подиуму фирменного стиля. Да и аудитория игреков и зетов не примет такого тренда – чем стремительнее становится интернет и насыщеннее технологии, тем проще формируется изобразительный ряд. Людям некогда рассматривать детали и читать надписи. Вся информация концентрируется в коротком мгновении между двумя кадрами клипа. За долю секунды человек оценивает картинку, в которую может поместиться десяток фирменных изображений. Какой из них останется в памяти?..
Продолжим тему в следующей статье.