Контекст: благо или зло
Пользователи со стажем ещё помнят период, когда в интернете почти не было рекламы, поисковые запросы во время сёрфинга не аукались сотнями ретаргетинговых возвращений к уже забытой теме, а по отклику о детских подгузниках вполне очевидно предлагались сайты для взрослых или – в лучшем случае – онлайн-казино. Об абстрактных больших данных говорили только теоретики, искусственный интеллект даже не маячил на горизонте, влияние качественного контента никак не связывалось с коммерческими проектами. Двумя словами, цифровая благодать.
Кстати, уже тогда Яндекс соперничал с заокеанским визави Google, но чудесным образом в нужные моменты они начинали двигаться параллельными курсами, заставляя интернет и владельцев сайтов становится чище и лучше. Тренд на контекстное продвижение – один из подобных примеров. Оба поисковика понизили значение ссылочных факторов, поддержали региональных игроков, стали ранжировать не только главные, но и внутренние страницы, ударили по некачественному контенту, персонализировали выдачу, усилили авторитет мобильных версий веб-ресурсов и сделали ещё много шагов, существенно переигравших и качественный, и брендовый состав ТОПа.
Как результат всех действий, лояльность участников сети и повышение их доверия к итогам поиска. В таких стартовых условиях развитие контекстного продвижения стало логичным ходом событий. А сервис объявлений, начавший работать ещё в 2001 году, получил новых клиентов и, естественно, финансовые бонусы.
Как развивался Директ
Все перечисленные выше критерии ранжирования работали не только на поиске, расставляя сайты в рейтинге, но и на площадке рекламы. Правда, здесь в дело вступали специфические маркетинговые требования. Если в период с 1998 по 2001 год Яндекс занимался коммерческим продвижением сторонних проектов через собственный отдел продаж, то с выводом на рынок платформы Директ все процессы пришлось автоматизировать, а оплату приводить к универсальным значениям.
- 2002 – подключён географический таргетинг, приоритет выдачи ориентирован на местного потребителя информации.
- 2003 – начинает действовать онлайн-аукцион, ранжирующий рекламные объявления во время загрузки страницы с результатами тематического запроса. В этот же год протестирована оплата за клик.
- 2004 – Яндекс впервые выходит на партнёрство в размещении контекстных блоков. Его контрагентом стал сайт Auto.ru и этот момент можно считать стартом организации сети РСЯ.
- 2005 – в начале года тестируются новые виды форматов и отменяется наценка на геотаргетинг (до этого услуга была платной). Затем унифицируются рекламные места, улучшается алгоритм автоторгов (автоброкер), создаётся спецразмещение над результатами поиска (раньше было только справа) и закрепляется единый принцип оплаты по кликам. Но главным событием всё-таки стало создание РСЯ, рекламной сети Яндекса.
- 2006 год принёс «Автофокус» – первая попытка облегчить работу с ключевым ядром.
- В 2007 Директ стал миллионером – столько объявлений было опубликовано за шесть лет. А ещё усилили направление поведенческого фактора и впервые создали графическое представление статистики привлекаемого трафика. Это уже предвестник появления Я.Метрики.
- 2008 начался с автомодерации – попытка сократить время запуска рекламной кампании. Персонализация постепенно захватывает сайты РСЯ, а в интерфейсе Директа появляется функция семантической подсказки ключей.
- 2009 оказался скудным на новшества, но одно из них всё-таки нужно вспомнить – из тестового режима вышла Яндекс.Метрика (оценка посещаемости веб-ресурсов, статистика и анализ поведения пользователей).
- 2010 – усиливается направление разработки стратегий, управляющих показами рекламы. Поисковик берёт курс на автоматизацию процессов, стараясь активно привлекать непрофессиональных оптимизаторов. Дневная аудитория объявлений Директа достигает 30 млн человек и продолжает расти.
- 2011 обновил тренд на взаимодействие с широкой группой владельцев сайтов – подключается Вебвизор, показывающий поведение пользователей во время посещения в режиме видеоролика. А ещё Директ перестаёт конфликтовать с Маркетом и оба сервиса начинают действовать по общим правилам.
- В 2012 много времени уделили формированию интерфейса, делая его максимально простым и понятны. Заодно переработали программу Директ Коммандер, позволяющую редактировать рекламу в режиме офлайн. Но главное событие случилось под занавес года – Директ получил собственное мобильное приложение. Видимо, отсюда начинается тренд на гаджетизацию трафика.
- 2013 прошёл под знаменем таргетинга и ретаргетинга – попадание в целевую заинтересованную группу стало основной задачей и для рекламодателей, и для сервиса. В медийном сегменте впервые начинает действовать стратегия look-alike, подбирающая аудиторию по общим поведенческим признакам.
- С 2014 года начинается экспансия Директа в сторону медийных форматов рекламы. В это время интернет был заполнен популярными статьями о пресловутой баннерной слепоте, а поисковик уже готовился реабилитировать картинки, начав требовать их релевантности и правдивости.
- 2015 – завершается формирование основного пакета стратегий показов и оплаты и детализируется геотаргетинг. Теперь в настройках Директа можно указывать не только область распространения объявления, но и город или район.
- В 2016 реклама обзавелась большими картинками и начала тестироваться смарт-баннера – тренд на медийку набрал скорость. Плюс поддержка прежних направлений. Например, прогноз бюджета обзавёлся более точным алгоритмом расчётов, информируя рекламодателей о перспективных тратах на продвижение.
- 2017 – тестирование видеороликов, сопровождающих контекстные объявления. Директ предложил в программном режиме создавать игровой контент и размещать его в сети.
- Из 2018 года выделим только одно событие – Директ поглотил медийный формат, снабдил его ключевыми словами и дал ещё больше визуальных инструментов рекламным проектам.
Конечно, перечислены далеко не все рабочие возможности маркетинговой площадки Яндекса. Но результат её действий выражается в трафике, по которому поисковик пока опережает конкурентов, и вполне пригодной для профессиональных проектов внутренней инфраструктуре. А чего ещё желать для привлечения новых клиентов?