Плюсы и минусы логотипа
Преимущества корпоративной символики можно не рассматривать – они неоспоримы и в рекламе вряд ли нуждаются. Даже неудачный значок, как правило, не способен «убить» хороший товар, который всё-таки является главным критерием качества и спроса. И как раз в этом месте кроется большая и неприятная истина – логотип не продаёт, а лишь способствует завоеванию популярности бренда и его выделению среди прочих коммерческих или информационных предложений. Важный пункт, но далеко не универсальный и безупречный. Это, пожалуй, единственная претензия, которую можно предъявить фирменной стилистике в целом.
Виды логотипов и их отличительные особенности в графическом дизайне
Из-за того, что веб-айдентика появилась не на пустом месте, её развитие в сети невозможно рассматривать начиная со времени зарождения массового интернета. Интересная особенность – фирменный стиль никогда не выбрасывает на свалку старые инструменты, а лишь стабильно пополняет их арсенал новыми приёмами. Поэтому начинать придётся издалека – даже двухвековые способы организации логотипов и сегодня в ходу, продолжая занимать место в практических дизайнерских кейсах.
Само название обозначает соединение нескольких литер в единую композицию, что сразу же формирует визуальную отличительную границу. Способ настолько древний, что датируется ещё Средними веками, намного опередив даже начало книгопечатания. Несмотря на столь почтенный возраст, остаётся в практическом применении и отлично справляется с возложенными на логотип функциями. Примеров работ на основе лигатур в современном интернет-пространстве хоть отбавляй.
Известный новостной гигант CNN – три склеенные литеры стали узнаваемым символом этого телевизионного детища Теда Тёрнера. А эмоционально агрессивный красный цвет контрастно подчёркивает рисунок, не оставляя сомнения в стремлении к лидерству.
Vaio – знак, права на который (до 2014) принадлежали японскому производителю Sony. Здесь асимметричный тонкий рисунок с подсознательно читаемым содержанием. По современным меркам назвать этот образец удачным едва ли представляется возможным, но как раз и срабатывает брендовый гипноз – качественный товар и узнаваемый вид логотипа.
Плюс целая россыпь бриллиантов помельче – от косметического Фаберлик до мало кому знакомой компании «Макс».
Отдельно вспомним ещё одну сторону – объединение предметов. Здесь лучшей иллюстрацией будет известный знак не менее легендарной Коко Шанель, то ли в виде двух пересекающихся литер С, то ли пары подков, символизирующих достаток и богатство. Какую гипотезу не прими, а лигатура налицо.
Использование надписей в создании логотипов – это второй достаточно старый способ визуализации фирменного знака. Основную стилистическую нагрузку в нём несут буквы, параллельно выполняя две функции: во-первых, демонстрируя название, во-вторых – образуя зрительную ассоциацию. Поэтому на ведущую позицию выходит проблема начертания, как единственный отличительный признак графики.
Группа рубленых шрифтов традиционно стоит на первом месте. Они, как правило, выступают в жирном исполнении, акцентируя на себе внимание и делая текст более читаемым и отзывчивым.
Область засечек не столь востребована – она более подходит для обычных печатных текстов, а в логотипах как-то не нашла широкого применения.
Наконец, рукописные варианты – всегда оригинальные и запоминающиеся. Можем вспомнить и студию Уолта Диснея, и дом моды Бриони, и всем известную Кока-Кола. Последняя – между прочим – была одним из пионеров патентного движения, зарегистрировав свой логотип ещё в 1886 году.
Заключительная позиция остаётся за универсальным способом организации пространства товарных знаков. Здесь надпись комбинируется с графическим изображением, визуально символизирующим продвигаемую компанию. По меркам современных правил стандартно рассматривается необходимость как-то закреплять в картинке ссылку на тематику, но это уже новая мода. В прежние времена подобных задач никто не ставил, и производитель Чупа-Чупс выбрал своим знаком ромашку, никак не вызывающую «сладких» воспоминаний. Автором этого логотипа почему-то стал Сальвадор Дали, который рекламируя конфетку неожиданно вдохновился жёлто-красными цветами испанского флага. Может быть кто-то и не знает государственной символики этой страны, но леденец на полках магазинов все замечают моментально.
Из той же серии знаменитая «сопля» Nike и три полоски Adidas, буквально на коленке нарисованные владельцем фирмы Ади Дасслером. Ирония судьбы – в 2019 суд Евросоюза лишил компанию исключительных прав на этот знак, прервав семь десятилетий графического доминирования в спортивной отрасли.
Ещё один способ заключается в стилизации надписи каким-либо геометрическим или иллюстративным объектом. Первое, что приходит на ум в этой связи – логотип видеохостинга YouTube, где вторая часть слова размещается на фоне красного прямоугольника. Он претерпел массу трансформаций, то становясь плоским, то обрастая тенями и бликами, но всегда находился на положенном месте. Другой пример найдём у производителя шин Bridgestone – заглавная литера срезана встроенным в шрифт треугольником.
Самый редкий сценарий, подвластным настоящим лидерам, уже завоевавшим рынок и армию фанатов-поклонников. Только два примера и никаких комментариев: яблоко Apple и арки McDonalds.
Заключение
Очень хочется написать, что настоящий логотип сделает только профессиональный художник, понимающий законы жанра, владеющий эстетикой формы и ещё много разных умных вещей. Но жизнь показывает, что галочка Nike, изображённая студенткой Кэролайн Дэвидсон, стала легендой, хотя сложно представить благосклонное отношение к подобному шедевру в наше время. И всё-таки, путь айдентики начинается с качественного бренда и не заканчивается никогда. Можно, конечно, самостоятельно создать фирменный знак, но его трансформация и развитие в проектах – это дело дизайнеров и маркетологов, способных масштабировать идею и заставить её работать с полной отдачей в напряжённом мире интернета.