Наглядный пример
Смоделируем ситуацию. Вы занялись планированием долгожданного отпуска. Решили, что в этот раз отдыхать Вы будете в каком-нибудь «райском» уголке, чтобы максимально расслабиться, и отвлечься от повседневной рутины. Определились с направлением, и погрузились в поиск «места дислокации» - отеля. Просмотр отзывов и комментариев ведёт к трём отелям, с отзывами примерно следующего характера:
- «Ужасно! Поищите другой отель. Здесь кругом мусор, сервис обслуживания просто никакой. Я пожалел о сделанном выборе. Впредь буду внимательнее»;
- «Персонал очень отзывчивый и вежливый. Номера шикарные, особенно виды из окон. Супер! Я в восторге. Ни капельки не сожалею, что выбрал этот отель!»;
- Касательно третьего отеля только стандартные рекламные объявления - «Комфортные номера», «Высокий уровень обслуживания»… и ни единого отзыва!
А теперь, ответьте, - какой из трёх отелей выбрали бы Вы? Комментарии о первом сразу же отталкивают, и настораживают. Скорее всего, от него Вы сразу же откажетесь. Третий вариант – «тёмная лошадка», а во время отпуска неприятных «сюрпризов» не хочется. Подавляющее большинство, при таком выборе, отдаст предпочтение второму варианту.
Итак, отзывы о компании, услуге или бренде, имеют значение, и оказывают влияние на спрос, и развитие бизнеса в целом. С этим разобрались! Идём дальше.
Каково влияние отзывов на репутацию?
Несмотря на понимание того, что отзывы на просторах глобальной сети не всегда являются отражением истинного положения дел в реальности, желающих проверить соответствие, в случае с первым отелем, в предыдущем примере, Вы вряд ли найдёте. Отрицательные отзывы всегда отталкивают. Когда отзывов или комментариев нет совсем, это начинает вызывать сомнения, и желание сделать выбор в пользу такого предложения (товара, услуги) появится только при отсутствии более интересного – когда выбрать не из чего! А наличие положительной отзывной активности только «подогревает» интерес потенциального клиента. Зачем выбирать сомнительный вариант, или заведомо плохой, когда можно положиться на «мнения» других пользователей.
Однако, есть два важных момента:
- клиенты или заказчики, оставшиеся довольными от приобретённого товара (полученной услуги) не торопятся делиться своими впечатлениями;
- неудовлетворённые – наоборот. Проявляя социальную ответственность, или по каким-то другим соображениям, спешат сразу рассказать о «корявом обслуживании», бракованном товаре или низком, не соответствующим стоимости, качеством товара.
Некоторые компании создают разделы с отзывами на собственном сайте. Но доверие к таким отзывам не велико. Потребители скорее поверят совершенно незнакомому пользователю, который оставит комментарий на стороннем ресурсе. Компания вряд ли скажет о себе плохо, вот пользователю скрывать правду нет никакого смысла.
Когда «отзыв» размещён на популярном веб-ресурсе, который находится в ТОПе выдачи поисковых систем – это серьёзно! Это обязательно отразится на восприятии обществом Вашей компании или бренда, а значит, и на их репутации.
Немного цифр, или Почему нужно следить за репутацией в Интернете?
Различными организациями постоянно проводятся различные опросы и исследования. Тематика таких статистических «расследований» может быть совершенно разной. В сфере маркетинга такие исследования далеко не редкость, особенно, что касается степени влияния отзывной активности на репутацию и число продаж.
Например, результаты одного из таких опросов, который проводило агентство Bright Local (Брайт Локал), говорят о следующем:
- до того как совершить покупку или оформить заказ, более 90% потребителей ищут отзывы об интересующем их продукте;
- почти у половины – 44% пользователей, мнение о бренде или компании формируется уже после прочтения всего 2-3 отзывов;
- такое же количество опрошенных подтверждают оказание влияния интернет-отзывов на принятие решения;
- число фейковых отзывов неустанно растёт, поэтому всё больше пользователей предпочитают знакомиться с комментариями и отзывами на 3-4 различных площадках;
- 70% отмечают, что положительная отзывная активность в Интернете повышает степень их лояльности к конкретным брендам и компаниям;
- и, наконец, всего 12% потребителей интересуются услугами и товарами компаний, чей рейтинг в глобальной сети 2 звезды, и ниже
Отзывы в Интернете, сегодня, это простые публикации, а эффективный маркетинговый инструмент, который в профессиональных руках опытного SERM-агентства, позволяет влиять на степень лояльности целевой аудитории – общественное мнение, и число продаж. На естественное формирование репутациии могут потребоваться годы. Но не забывайте о своих конкурентах, часть из которых так и норовит её Вам подпортить. Поэтому SERM-услуги важны для бизнеса – репутацией нужно управлять!