Отношения
Бесполезно рассматривать тему с точки зрения человеческого понимания слов – поисковые алгоритмы действуют по иным правилам и подчиняются собственным законам. Им безразличны предлоги и местоимения, склонение, число, род, падеж и прочие грамматические нюансы. «Путешествие из Петербурга в Москву» они воспринимают лишь тремя словами, перемешивая их в любом порядке. Поэтому ключевая фраза обязана учитывать программную логику и быть понятна, в первую очередь, именно ей.
Необходимость уточнения рода и падежа, строения запроса или наличия в нём служебных частей речи (предлогов, местоимений) реализуется при помощи специальных операторов (Яндекс) или типов соответствия (Google). Это отдельный раздел, с которым стоит подробнее познакомиться в процессе организации контекстной рекламы. Но начинать нужно с азов – подбора ключей и композиционного создания семантического массива.
Площадки
Задача традиционно решается в онлайн-режиме, хотя существуют сервисы, предлагающие готовые объёмы данных поисковых запросов. Среди них, например, база Пастухова, собравшая миллионы ключевых элементов, но обладающая одним существенным для новичка недостатком – она платная. Десять тысяч рублей может быть и не слишком высокая цена за полтора миллиарда слов, но владельцы сайтов нечасто прибегают к подобным предложениям. Зачем тратить деньги, если все необходимые сведения можно получить бесплатно.
Два основных поисковых арбитра Рунета – Яндекс и Google – сообща поделили рассматриваемую нишу, привлекая рекламодателей актуальными данными, полученными непосредственно с компьютеров пользователей.
- Сервис «Подбор слов» отечественного лидера работает в составе платформы Я.Директ, собирая популярную семантику и отвечая за ведение статистики запросов. Площадка в режиме реального времени подбирает ключевые слова по заданной теме, показывает варианты расширения ядра за счёт дополнительных фраз и сопровождает этот список числовым значением употребления запроса за последний календарный месяц. Простой интерфейс, минимальное количество настроек и быстрый отклик – для продвижения в российском сегменте сети лучшего сценария не найти.
- Американский соперник действует иначе. Он разработал аналогичную структуру, также внедрил её на платформу организации рекламных объявлений Google Ads (бывший AdWords), но поработал над функциями и существенно их расширил. Стандартный сбор ядра увеличен до 10 ключей, обрабатываемых одновременно; один из них разрешается заменить на URL-адрес любого сайта – очень привлекательно для желающих подсмотреть за конкурентами; работает сервис прогнозов, анализирующий запрос, проверяющий его на востребованность и формирующий данные по перспективному трафику. Плюс интеграция в подготовку рекламных модулей и другие полезные мелочи, облегчающие жизнь профессиональных маркетологов.
Все остальные игроки так или иначе, но заимствуют данные из поисковых баз Яндекса и Google, обрабатывая их собственными алгоритмами и предлагая пользователям вместе с программным продуктом.
Порядок шагов
Каким бы сценарием подбора ключевых слов ни воспользовался владелец сайта, общие правила остаются неизменными. Рассмотрим их на примере сервиса «Подбор слов» (wordstat.yandex.ru).
- Во-первых, собрать семантическое ядро.
Для этого необходимо зарегистрировать адрес электронной почты (требование общее у Яндекс и Google), войти в аккаунт и перейти на площадку. Обозначить настройки поиска (таргетинг по словам, региону или истории), ввести в строку поисковый запрос и дождаться результатов отбора. Они формируются в виде двух таблиц. Левая сторона показывает все ключи, содержащие заданное сочетание слов. Правая даёт расширение семантики за счёт синонимов или других оборотов, отвечающих на поставленный вопрос. Каждой строке из первой таблицы соответствует отдельный список справа – оба перечня дополняют друг друга.
- Во-вторых, определить минус-слова.
Некоторые эксперты даже ставят этот пункт на первое место, утверждая, что такие массивы несут основную нагрузку в привлечении «чистого» трафика. Должны быть отработаны все варианты корректировки ключей, не позволяющие участие объявления по нерелевантным запросам. Типичная иллюстрация – это продажа, например, фильтров. Они бывают для воды, горюче-смазочных материалов, кухни или – совсем из другой темы – сетевые электрические. Все ненужные варианты применения помечаются знаком «-» и попадают в минусовой список.
- В-третьих, создать продающий текст под каждое ключевое сочетание.
Специалисты заметили, что пользователи отдают предпочтение тем объявлениям, в заголовке которых используются слова из запроса. Такие предложения собирают самый массовый трафик, показывают высокий уровень конверсии и коэффициент отдачи вложенных средств. Учитывая, что в некоторых разделах счёт ключей в рекламной кампании идёт на десятки тысяч, работа требует и времени, и умения, и практического опыта.
- Произвести кросс-минусацию семантического ядра.
Очень важный шаг, прямо относящийся к затратам на контекст и стоимости клика. Его суть состоит в том, что в ключевом массиве удаляются дубликаты словосочетаний, которые обязательно присутствуют в различных группах. Например, продолжая тему фильтров обозначаем две позиции «Фильтр для воды» и «Фильтр *наименование бренда* для воды». Оба варианта отвечают на тематический запрос и начинают конкурировать между собой за право участия в онлайн-аукционе. Таким образом они не только мешают друг другу, но попутно поднимают стоимость и понижают качество проведения продвигающей кампании. Кросс-минусация предотвращает подобные сценарии, оставляя только уникальные варианты элементов ядра. В Яндексе она производится с помощью бесплатной программы Директ Коммандер или, в пределах одной группы, автоматически на странице создания объявлений.
Дополнительно рассматриваются шаги по удалению «мусорных» ключей – фраз, содержащих заданные слова, но не попадающих в область запросов целевой аудитории или этап кластеризации. В нём объединяются в общие группы объявления по одной тематике, помогая структуризации кампании и облегчая управление мероприятием. Но это уже тонкости формирования больших семантических массивов, к которому мы вернёмся в одном из ближайших обзоров.