Миссия
Как ни высокопарно это звучит, но всё в мире имеет собственную ценность, и не только выраженную в денежном эквиваленте. Позиция компании формируется вместе с её становлением и впоследствии редко полностью изменяется. С развитием могут быть связаны трансформации формулировок, но сущность на долгие годы остаётся неизменной.
Например, Google, мировой поисковый лидер и признанный авторитет, в репутации которого сомневаться не приходится. Его официальной миссией является желание сделать информацию доступной и полезной для всех жителей Земли. Существует ещё и неофициальная версия Don’t be evil (не быть злом). Её придумал один из сотрудников, инженер Пол Бакхейт. Между прочим, с последним постулатом связана очень поучительная репутационная история, разворачивающаяся прямо в наши дни.
Один из показательных примеров - это увлечённость людей, которые работают не только за зарплату, но и за идею. Вот у Google это и вылилось в несколько неприятных моментов, когда персонал посчитал, что миссия компании находится под угрозой, из-за её коммерческих действий.
Сначала сотрудники восстали против контракта с Пентагоном (июнь, 2018), где транснациональный IT-гигант участвовал в проектах по внедрению искусственного интеллекта в системы наведения беспилотников. Четыре тысячи человек высказали своё несогласие из-за разрыва шаблона - где соприкасаются идеалы заявленной миссии потенциальные бомбардировки военной авиации? Администрации не оставалось ничего иного, как выйти из многомиллиардной сделки.
А в августе развернулся новый демарш - теперь разработчики потребовали от руководства раскрыть алгоритм ранжирования в версии поиска, создаваемой Google для Китая с предустановленным отбором тем и контента. Они полагают, что цензура никак не соотносится со свободой распространения информации.
Другие сопутствующие компоненты
В структуре корпоративных ценностей миссия стоит на центральном месте. Но всё-таки не является единственным ее атрибутом. Ниже располагаются другие приоритеты, на которые опирается вся миссионерская конструкция.
- Видение – представление бренда о своём положении в мире.
- Компетенции – сфера позиционирования и место для приложения усилий.
- Критерии результативности – определение тематических или профессиональных достижений.
- Показатели целей – набор факторов, которые намечают уровень планируемых горизонтов.
На первый взгляд всё перечисленное кажется обычным сбором канцелярских штампов, необходимых только для заполнения документов. Но практика показывает обратное. Компании, серьёзно подходящие к своей работе, обязательно формируют подобный кейс ценностей и увлекают ими сотрудников.
Приведём в качестве иллюстрации ещё одного интернет-лидера – Facebook. Где-то в 2012 году, обратившись с открытым письмом к инвесторам, Марк Цукерберг определил цели и приоритетные направления своей компании: фокусирование на результате, быстрое развитие, смелость, открытость и создание социального капитала.
Между прочим, в начале того же письма, руководитель Фейсбука обозначил ещё одну принципиальную для репутации деталь: социальная сеть создается вовсе не для того, чтобы быть компанией. Её первая цель – это стремление сделать мир более открытым и связанным.
Так что миссия - это не пустой звук в описаниях репутации и она, при наличии качественного продукта, способна стать важным инструментом в завоевании общественного авторитета. Продолжим тему в следующей статье.