Дебют Google
Американский поисковик не только изменил философию формирования рейтинговой выдачи – вместо перечня доступных ресурсов пользователям дали в руки настоящий ранжирующий механизм – но и подход к новому дизайну. Пока все остальные состязались в умении впихнуть на страницу как можно больше контента, Google задал тренд на элегантную простоту – поисковый запрос, логотип и ничего лишнего. Нет ни малейших деталей, нарушающих идеальный баланс. Хотя, конечно, популярность пришла к сервису не из-за его внешнего вида, а благодаря качественному поиску.
Годом позднее и российский Яндекс пошёл подобным путём. Параллельно основной странице – с горячими новостями, советами, последними введенными фразами и архивом – он запустил «голую» строку запросов. Когда наши не в меру критичные пользователи пеняют лидеру Рунета на якобы безвкусную и перенасыщенную контентом главную страницу, им следует отправиться по адресу ya.ru, на котором размещен этот вариант дизайна, даже более аскетичный, нежели у заокеанских конкурентов.
Как бы не хотелось быть патриотом и закончить раздел успехами отечественных разработчиков, но следует признать, что на дизайнерскую веб-моду Яндекс не повлиял никак, а вот Google тренд и обозначил, и возглавил.
WordPress и стандартные обложки
В 2003 году свершилось событие, изменившее на весь сегмент разработки – пользователям предложили самостоятельно заниматься созданием сайтов. История движка WordPress интересна сама по себе, но мы остановимся только на графике – год за годом платформа обрастала подключаемыми модулями и новыми темами. Дизайн перестал быть уделом специалистов и начал вовлекать в сферу визуализации абсолютно неподготовленных людей. Этот период стал временем быстрого количественного роста, в том числе и благодаря простоте работы с CMS. Отсюда началось движение к шаблонизации оформления – создавая веб-ресурсы никто не задумывался над разработкой картинки, концепты брались из готовых библиотек, а страницы начали терять художественную индивидуальность.
Landing page
К тому же периоду относится и рождение одностраничных сайтов. Традиционно их считают продуктом компании Microsoft, по заданию которой были разработаны первые прототипы, хотя сайт MTV ещё в 1993 тоже внедрял характерные для лендинга признаки. Стандартный продающий дизайн объединил прямолинейную структуру, впервые разделил контент на тематические блоки, стал оперировать понятием постановки цели, обосновал необходимость организации элементов (кнопок, бланков). Пользователям подобная простота пришлась по вкусу и тренд перекочевал в пространство многостраничных форматов.
Влияние мобильного интернета на дизайн
В 2007 году сеть изменилась – Apple выпустил на рынок свой первый iPhone и с этого момента распределение интернет-трафика устремилось в направлении смартфонов. На дизайне это отразилось сразу же.
- Начали отдельно разрабатывать версии для десктопов и гаджетов.
- Появились полноценные мобильные браузеры.
- С 2008 года сайты стали получать вертикальную ориентацию.
- В 2010 тренд продолжился, развиваясь в направлении адаптивного дизайна.
На заключительном пункте следует остановиться – его поддержала вышедшая 5-я версия HTML и CSS3. Умное структурирование позволило сайтам перестраивать контент, в зависимости от устройства, но котором ресурс открывается. Такая практика сохранилась до сих пор – все дальнейшие изменения касались только творческого подхода и реализации графических течений. К ним вернёмся в следующей статье.