Давным-давно, в 2012 году:
«Поверни камеру, д***л!
В самом деле, история очень поучительная. Потому что всего пять лет назад на YouTube вирусно распространился ролик «Синдром вертикального видео», где куклы объясняли людям всю нелепость работы в подобном формате. Клип жив по сей день, его посмотрело 8,5 млн пользователей, и он собрал 137 тыс. лайков. Кстати, палец вниз загнуло всего полторы тысячи человек. В начале 10-х годов это было из области невозможного – ну кому придёт в голову делать видео в портретном исполнении. Мем в подзаголовке не фантазия, а цитата из этого клипа.
Причём обсуждения шли на блогах (форумах) и в профессиональном сообществе. Первые попросту назвали вертикальщиков криворукими и даже предлагали разработчикам сделать подобную съемку в принципе невозможной. Вторые – программисты – тоже в стороне не остались и уже в 2013 появилось приложение Horizont, где ролики не зависели от поворота камеры и всегда были горизонтальными. Даже Google, казалось бы, кровно заинтересованный в развитии мобильных устройств, не остался в стороне – Camera для ОС Андроид не поддерживала вертикальный формат.
И только немногие рассмотрели рождение новой волны и стали к нему готовиться. В том числе – Инстаграм. На первых порах он обошёлся полумерами, не желая быть ретроградом, но и не ставя препон – видео в социальную сеть загружали в квадратном соотношении сторон.
Наши дни: кейсы и результаты Инстаграм
Прошло совсем мало времени в интернете и целая вечность в головах пользователей – Инстаграм запусти IGTV, где главным героем стало вертикальное видео, и оно больше не вызывает нервных выкриков. За пару месяцев работы рекламодатели обкатали новый формат, освоились и опубликовали первые результаты продвижения. Рассматриваем практические итоги.
- Пионером среди российских брендов в тестировании новой площадки выглядит Билайн. Он успел запустить свой клип в первые дни начала работы InstagramTV. Примечательно, что никаким инсайдом компания не располагала, а новость узнала из открытых интернет-источников. Телекоммуникационный лидер попросту адаптировал традиционное горизонтальное видео в вертикальную ориентацию и выложил в социальную сеть. Это, между прочим, очень правильная стратегия. Даже для брендов производство роликов – весьма затратная статья маркетинговых бюджетов. И делать их продолжают в привычном стандарте. А дальнейший портретный «разворот» обходится недорого и совершается быстро. Представитель Билайна сообщил, что говорить о статистике ещё рано – у нового сервиса Инстаграм пока небольшая отечественная аудитория, а 500-700 показов не дают необходимого для анализа объёма информации.
- Зарубежные коллеги то ли подготовились основательно, то ли оказались легче на подъём, чем представители Рунета. Нужно сказать, что все они работают с Инстаграмом гораздо плотнее, нежели российские торговые марки и продвигаются, соответственно, успешнее. Самой активной оказалась fashion-индустрия. Вертикальный ролик Gucci с показа мод (к слову, организовали на кладбище) за 20 дней набрал 109 тыс. просмотров, а уличное дефиле Louis Vuitton за тот же период привлекло на сто тысяч зрителей больше. Может быть секрет успеха в отсутствии могил, крестов и загробных мелодий? 50-секундное видео с Криштиану Роналду от Nike посмотрел 1 млн пользователей. Объективно, подписчиков у бренда почти 80 млн, а у футболиста – весь мир в фанатах. И наконец, первый лидер! Им стал Netflix – американский производитель развлекательного контента. Молодой парень в куртке с бахромой поедает гамбургер – всё тот же миллион просмотров, но фильм длится 60 минут! Интересно, сколько человек его осилили до конца и запомнили линию сюжета?
Понятно, что пользователи только начали осваивать формат вертикального видео на Инстаграм. Но даже первые результаты дают обнадеживающие перспективы – продвижение роликами получило ещё один инструмент. Теперь предстоит научиться им эффективно управлять.