Обязательные элементы
Перечень сведений, которые содержит верхняя часть страницы, традиционно ограничен практической необходимостью.
- Во-первых, логотип или другая эмблема, символизирующая торговую марку (линейку продукции, в случае с представлением товарной линейки).
- Во-вторых, полное и рекламное наименование бренда (компании).
- В-третьих, слоганы (лозунги), другие продвигаемые в публичную сферу семантические компоненты.
- В-четвёртых, контактная информация – адрес, телефон, средства электронной коммуникации (email, IP-связь, мессенджеры).
Завершает набор навигационное меню, разграничивающее тело страницы и её шапку.
К дополнительным функциям можно отнести внедрение строки поиска, геолокации пользователя, некоторых форм обратной связи. Не будем голословны, а рассмотрим на примере хедера веб-сайта Zexler.
В данном случае стандартный концепт усложнён двумя уровнями меню, разделяющими предоставляемые студией тематические услуги и навигацию по структуре веб-площадки. В остальном же мы видим классическую иллюстрацию набора обязательных и вспомогательных элементов.
Пример лаконичного хедера рассмотрим на сайте производителя листового стеклопластика Дюростон (дюростон.рф) – проект выполнен веб-студией Zexler в 2016 году.
Компания не обладает разработанным фирменным стилем, отсутствует логотип и другие брендовые элементы. Нужно сказать, что шапка лендинга от этого не выигрывает, а её бедность пришлось компенсировать за счёт контрастной отбивки блоком меню.
Если рассматривать навигацию, в качестве элемента хедера, то нельзя забывать о «раскладушках-гамбургерах» – пункты спрятаны за боковой панелью и вызываются отдельным кликом пользователя. Прием берёт начало от зарождения тренда на адаптацию к мобильным устройствам, где ограниченное пространство сформулировало собственный кодекс. Но это не тема нашего разговора.
Дизайн и рекомендации
В канонах разработки правила оформления верхушки веб-страницы прописаны слишком подробно, поэтому вряд ли кто-то из опытных дизайнеров станет их строго придерживаться. А новичкам профессии имеет смысл обратить внимание на несколько пунктов.
Выдержанный визуальный контраст между хедером и контентным телом страницы. Это обязательное условие для любого графического концепта. Средства, которыми задача будет решена, могут быть разнообразными: цветовые палитры, разделение с помощью элементов меню, внедрение ограничивающих рамок, линий, объектов.
Разрешается дробление шапки на несколько горизонтальных блоков. Этот приём позволяет сформировать отдельный уровень для какой-либо информационной группы.
Два примера из кейсов веб-студии.
На сайте Российской нерудной компании в верхний блок хедера помещены контактные данные – они контрастно выделяются на глубоком однотонном чёрном фоне. Дизайн обусловлен тем, что двухуровневая навигация не создаёт отдельного элемента, а выполнена в текстовой стилистике.
Лендинг дилера автопроизводителя из КНР придерживается такого же концепта, с небольшим дополнением – логотип визуально объединяет две цветовых строки.
Высокие и насыщенные информацией хедеры мешают началу знакомства с содержанием и отнимают место у полезного контента первого экрана.
В шапке не рекомендуется использовать изображения или анимацию, за исключением, естественно, логотипа или эмблемы. Контактная информация, пункты меню, название компании, рекламные слоганы – всё должно размещаться в текстовом формате, для облегчения поисковым системам индексации содержания и обхода вложенных каталогов.
В качестве заключительного совета, новичкам следует обратить внимание на идентичность шапки всех страниц – в самодеятельной разработке зачастую допускают досадные ляпы, когда блок хедера «пляшет» и смещается в разделах ресурса.
При всём сказанном, нельзя пропустить влияние дизайнерского мышления и задачу, поставленную перед сайтом. Если продающие landing page не могут избавиться от хедера, то, например, творческие площадки легко без него обходятся. Естественно, что подобные эксперименты никогда не становятся профессиональным мейнстримом и не тиражируются на тысячах онлайн-представительств, но тем эффектнее они выглядят.
На закуску, личное портфолио Бетани Хек (Bethany Heck) – промышленного дизайнера, чьи работы не раз отмечались в солидных экспертных изданиях (heckhouse.com).
На сайте полностью отсутствует хедер, а маленькое меню нетрадиционно размещено в нижней правой части первого экрана. Безусловно, не лучшее решение для юзабилити, но «обидеть художника может каждый», а мы всё-таки оценим предложенный стиль положительно.