Портрет хай-тека
Поскольку течение прежде всего зародилось, как архитектурная философия, начинать нужно именно с этого направления.
- Возможна любая форма, хотя нередко предпочтение отдаётся кубизму и конструктивизму (геометрия, строгость, лаконичность).
- Акцентированная визуальная ссылка на высокие технологии и новые материалы. Инновационность сразу же выделяет здания хай-тек из общей градостроительной массы.
- Вынесенные наружу конструктивные элементы – лестницы, переходы, лифты. С развитием концепции эта особенность стала необязательной.
- Обилие прямых линий и простых форм.
- Преобладание пластика, металла, крупных остеклённых плоскостей, преимущественно блестящие поверхности.
- Пространственный прагматизм и характерное децентрализованное освещение.
Едва сформировавшись, хай-тек дал импульс для внедрения во многие параллельные области применения: дизайн помещений и создание мебели, художественные полотна и технологические процессы. Понятно, что IT-сегмент тоже не остался в стороне.
От дизайна сайтов до фирменной айдентики и обратно
В оформлении веб-площадок high-tech прорвался не сразу – первые интернет-ресурсы отнюдь не блистали законченностью форм и лакированной поверхностью. Их становление проходило по иным правилам, которое можно охарактеризовать очень просто: «Кто во что горазд». А вот фирменная символика даже опередила архитектуру, используя некоторые составляющие хай-тека задолго до его появления. Например, трехлучевая звезда Mercedes. Она полностью соответствует параметрам и отлично укладывается в графическую философию, хотя была принята торговой маркой более века назад (1909). Небольшой визуальный ребрендинг, выразившийся в использовании характерных металлических оттенков, лишь завершил слияние стилей и эпох.
Даже не принимая на вооружение полную концепцию high-tech, бренды используют её части, стараясь попасть в изобразительное ассоциативное течение. Сюда можно отнести практически всех автопроизводителей – им блеск металла и лаконичность эмблем диктует сама природа рынка. В различное время на этом поприще отметились и компьютерные лидеры.
- Блестящее алюминиево-железное яблоко Apple, в 2007 году сменившее своего чёрного предшественника.
- Многочисленные эксперименты производителей техники, использующих характерные элементы хай-тека для линеек своей продукции.
- Наконец, новые игроки, которые сразу берут high-tech-визуализацию для создания фирменного стиля. Причем они не обременены какими-то старыми догмами и действуют комплексно, решая в одном изобразительном ключе и символику, и сайты, и оформление продукции.
Из многих художественных течений, которые появлялись за последний век, хай-тек оказался самым динамичным и трансформируемым. Зародившись в крупных архитектурных формах, он проник во многие области и, по-видимому, ещё долго не исчезнет из арсенала инструментов графических дизайнеров.