Конкуренция диктует правила
Нужно сказать спасибо интернету и его коммуникационной составляющей – на Земле больше нет тайн. Всё, что вчера появилось на атлантическом побережье США, сегодня обсуждается в Мытищах или Верхнем Волочке, а послезавтра станет отработанным трендом. И за полчаса черкануть ромашку с надписью Chupa Chups тоже не получится. Будь ты хоть сам Сальвадор Дали, а заказчику требуется конкретный сигнал целевой группе – это вкусно. Можно не сомневаться, в XXI веке студентка Портлендского университета Каролин Дэвидсон свои 35 долларов за найковский штрих никогда бы не получила, а миссия «вдохновлять каждого спортсмена» при любом уровне фантазии в этой эмблеме не читается.
К чему такое пессимистичное вступление? Да просто мир изменился за последние полвека и требования, предъявляемые к брендовым атрибутам фирменного стиля, тоже. Клиповое мышление игреков и зетов, нежелание (или неумение) запоминать и концентрироваться, заставляет рассматривать логотипы не только с точки зрения их уже устаревшего значения – быть отличительным знаком – а с прикладных позиций: увидел, прочитал, воспользовался.
Эмблемы часто делят на две группы: текстовые и графические. В случае малого бизнеса они, как правило, предельно информативны, не оставляя потребителю права на фантазию. Если на картинке здание, подпись «Домострой» и слоган «Работаем быстро и качественно», сложно предположить, что это знак магазина бытовой техники.
Брендовая надпись
Использование названия в качестве логотипа – практика устоявшаяся и даже во многом привлекательная.
- Во-первых, проверить уникальность слова всегда легче, чем в варианте с картинкой, а значит не будет неприятностей от разбирательств о похожести двух различных эмблем.
- Во-вторых, сокращается объём проекта, отсутствует необходимость придумывать графическую часть.
- В-третьих, работа со шрифтами даёт много дополнительных возможностей выделить надпись и сделать её узнаваемой – от сокращения до одной буквы до игры с цветом и размещения в разных плоскостях для имитации объёма.
Подобных примеров множество среди раскрученных мировых лидеров производства во всех сферах. Есть желание их перечислить, классифицировать и на этом закончить статью, но всё-таки обратим внимание на другое – законность использования шрифтов. Не всё что скачивается в интернете бесплатно, на самом деле таковым и является. Буквы – это авторская собственность и не дай бог их применять в коммерческих целях без разрешения правообладателя.
В случае с Times и Arial, как и другими шрифтами, предустановленными в системе Widows, всё понятно. Они разрешены и никаких неприятностей здесь ожидать не приходится. Но дизайнеры стремятся разнообразить визуальное представление и находят в сети какие-то рукописные или декоративные новинки. Вот тут следует быть осторожным.
Год назад завершился арбитражный процесс, где торговая марка Азерчай выступила ответчиком за использование шрифта «Таумфел», права на который принадлежат никому не известному – что сути дела не меняет – индивидуальному предпринимателю. И если компенсация за нарушение авторских амбиций в размере 110 тыс. рублей для производителя хоть и неприятна, но не смертельна, то признание контрафактной продукции, на которой шрифт присутствует – это серьёзный финансовый и репутационный ущерб.
Подобный пример не единственный. Одно из самых брендовых российских дизайнерских агентств – Студия Артемия Лебедева – тоже становилась неоднократным участником таких процессов, защищая авторские права на разработанные шрифты. И хотя дела нередко заканчиваются мировым соглашением или символическими отступными, лучше не попадать на страницы этой скандальной хроники. Желание создать логотип с каким-то редким шрифтом следует подкреплять проверкой на право его использования в коммерческих целях. И не забывать, что дизайн-студия за этот момент ответственности не несёт и претензии в её адрес безосновательны.
Продолжим тему логотипов в следующей статье.