О чёрном SEO
Пользователи с пятнадцатилетним стажем хорошо помнят выдачу, в которой полезность ответов на запрос стояла даже не на пятом месте. Фраза о детских колясках стабильно предлагала результат из области товаров для взрослых, а лекарственные препараты предсказуемо выносили в лидеры наркотические вещества. И это далеко не исчерпывающий портрет поисковых «ляпов». Хотя таковыми их даже назвать нельзя – молодой интернет считался областью свободы. В том числе, и от необходимости давать релевантный отклик на конкретный пользовательский вопрос.
Философия чёрного СЕО – как ни странно, но подобное направление тоже существовало – оперировала простыми смыслами. Дескать, не может быть плохо то, что так хорошо выполняет задачу и приносит столько денег. Апологеты рассматриваемого направления выработали целую систему моральных доказательств, сводившихся к нескольким примитивам.
- Если это не сделаем мы, значит уступим место и бюджеты другим оптимизаторам.
- Только таким образом малый бизнес способен противостоять в интернете глобальным корпорациям.
- И наконец, текстовый контент – это лузер на обочине продвижения. Настоящий результат дают только ссылки. Они обеспечивают 100% эффективного действия.
Массивы внешних связей в подобной стратегии были поистине безразмерными. Достаточно сказать, что наиболее предприимчивые сеошники содержали сетки блогов, гонявших между собой линки на продвигаемые веб-ресурсы, и какое-то время были практически неуязвимы к разрушению со стороны своего главного врага – Google. Ведь связку из 25 тыс. площадок, о которой как-то проговорился один из представителей рассматриваемого направления, требуется (как минимум) обнаружить. А массивы загружаемых в поисковую инфраструктуру ключевых слов за сутки поднимались до восьмизначных цифр. Жаль только, что при таких объёмах речь шла исключительно о спаме.
Но любой анархии приходит конец, и Google сделал почти невозможное с минимальными затратами. Вместо программной борьбы с чёрным продвижением, он попросту через подставных контрагентов стал покупать ссылки на заведомо грязных ресурсах и отслеживать их распространение. Когда же борьбу подкрепили программные алгоритмы (Panda в 2011 и Penguin в 2013), индустрия чёрного СЕО начала стремительно разваливаться. При этом linkbuilding перестал позиционироваться в качестве волшебной интернет-пилюли, заняв довольно скромное положение в ряду других инструментов.
Пространство для семантики
Свято место пусто не бывает, и на смену заспамленым ссылочным стратегиям пришёл набор ключевых слов. Его позиции подкреплены многими положительными свойствами, но одно из них выделяется особо – поисковая выдача стала чище и релевантнее. Пользователям интернета такой сценарий пришёлся по душе, что послужило мощным подспорьем развивающемуся контентному сегменту.
Вторую точку опоры дали поисковики. К концу 00-х они уже доказали собственную силу и стали ведущими игроками цифрового пространства. Плюс ко всему, безапелляционными арбитрами в оценке методов продвижения сайтов и оптимизации получаемого ими трафика. Любые попытки возврата к чёрным схемам пресекались удалением провинившихся из ТОПа, а это – в свою очередь – отбивало всякое желание владельцев площадок экспериментировать и мошенничать с тематическими запросами.
«Ключевые» платформы
Конечно, ни одна идея ничего не стоит, если она не подкреплена соответствующей технической базой. В случае с организацией семантических построений таким фундаментом выступили аналитические сервисы, предложившие помощь в формировании справедливого контентного ядра. Два вечных соперника в Рунете – Яндекс и Google – периодически ссорятся и воюют за бюджеты рекламодателей, но если дело касается основополагающих принципов, удивительным образом действуют в унисон. Так произошло и в нашем случае. Оба поисковика заранее предусмотрели и разработали справочные площадки для генерации ключей. Можно сказать, что речь идёт о побочном эффекте сбора статистики посещений и анализа применяемых маркетинговых приёмов, но суть от этого не изменяется.
- Яндекс включил в состав Директа сервис «Подбор слов» и подкрепил его данными по собственному поиску, рекламной нише и сводкой РСЯ (сети сайтов-партнёров). Российский лидер традиционно делает акцент на информативности, полагая её главным критерием услуги.
- Google действует на базе ads.google.com, куда собирается вся статистика работающих проектов. Американский гигант не изменяет собственным принципам и на российской территории – он комфортен, дружелюбен и отзывчив. Хотя и несколько по-иному устроен, удачно совмещая тестирование и добавление нужных вариантов в рекламные кампании.
- Менее популярно у пользователей предложение ещё одного отечественного поставщика услуг, площадки Mail.ru, организованной в кабинете веб-мастера. Впрочем, этот сервис уже давно перестал бороться за поисковое лидерство и умерил амбиции, закрепившись в соцмедиа-пространстве и коммуникационной нише.
Особняком стоят набирающие обороты онлайн-сервисы с узкой SEO-специализацией. В них реализован хороший функциональный арсенал оптимизации, но присутствует и негативная сторона – все они платные. Естественно, говорим о профессиональных площадках, с набором инструментов и работающей технической поддержкой. К ним мы обратимся в одном из ближайших обзоров.
А начать следует всё-таки с популярных решений, в которых Яндекс заслуженно стоит на первом месте. О «Подборе слов» пойдёт речь в следующей статье.