Выводя проект на рынок,помните о конкурентах: стандартные и нестандартные способы изучения особенностей сегмента
В действиях пользователей, начинающих в сети свой бизнес, часто прослеживается желание переложить на плечи веб-студии не только задачу создания сайта – что естественно, учитывая специфику работы – но и комплексную оценку ситуации в предполагаемой конкурентной нише. Хотя решить подобную проблему они способны и самостоятельно.
- Где есть запросы, там водятся деньги (естественно, говорим о коммерческих проектах).
Для получения и конкретизации этих данных далеко ходить не нужно – Яндекс и Google к услугам всех желающих. Точнее, сервисы подбора ключевых слов, дающие статистику поисковых фраз. Обращаем внимание на массив сегментированных по частотности употребления словарных групп, в которых должны присутствовать и высокочастотные, и средне- или низкочастотные запросы. Если условие соблюдается, делаем вывод – конкурентная ниша интересна пользователям.
- Небольшой шпионаж делу не повредит.
Этот раздел анализа конкурентов нельзя назвать незаконным – «белые» сведения лежат буквально на виду, нужно только к ним обратиться. Сделать несколько заказов на площадках, которые представляют интерес и сравнить нумерацию счетов – в большинстве случаев она идет по порядку и дает представление о количестве результативных посещений. Конечно, помним о «брошенных» заказах – их число достигает 15-20%. Сравниваем эти данные с уникальными посещениями, зарегистрированными Я.Метрикой, и уже владеем информацией о соотношении посетителей и покупателей.
А еще существуют специализированные сервисы, позволяющие анализировать рекламные кампании, SEO-продвижение или изменения, произведенные на сайте за исследуемый отрезок времени.
Цена – это не главное преимущество. Всегда найдется тот, кто обвалит рынок
Ошибка заключается в устоявшемся мнении о стоимости – чем дешевле, тем привлекательнее. Это, конечно, так, но с оговорками. Потому что существует еще одно суждение: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Поэтому проводя маркетинговую кампанию – хотите или нет, но вступив на путь интернет-коммерции вы невольно становитесь маркетологом – нужно искать неценовые преимущества коммерческого предложения. В области торговли они чаще всего находятся в плоскости сервиса, доставки, гарантийных обязательств, бонусов и скидок. Ну а если этого нет – значит нужно придумать. Время дефицита и очередей давно кануло в Лету. Покупатель ищет не дешево, а выгодно. И эту особенность нужно учитывать.
Индикатор целевой аудитории: пять «человеческих» вопросов
Последняя по порядку, но не по значимости особенность маркетинга для онлайн-проектов – разобраться в своей группе пользователей. Ведь среди начинающих сайтовладельцев превалирует мнение, что товар сам найдет своего клиента. Это ошибка, и ее последствия не замедлят сказаться на практике. Лучше сразу ответить на несколько несложных вопросов и снять проблему формирования портрета целевой аудитории.
- Кто покупает. Это очень важно, сегментировать возраст, пол и другие социально-демографические характеристики своих потенциальных клиентов. Влияние оказывает буквально на всю дальнейшую маркетинговую стратегию – от дизайна и навигации до структуры и контента.
- Что покупает. Даже расфасовка товара способна сыграть роль в определении этого вопроса. К примеру, женщины старше 45 лет неохотно приобретают моющие средства в небольших емкостях. А молодежь наоборот, не склонна заморачиваться на объемах, а более подвержена рекламе и с интересом тестирует каждую новинку, появляющуюся на прилавках.
- Когда покупает. Неопределенность в прогнозировании вопроса сезонных пиков и спадов – это прямой путь к банкротству. Готовь сани летом, а телегу зимой – лучшая характеристика особенностей интернет-маркетинга продающих сайтов.
- Зачем покупает. Думаете, потому что нужно – не факт. Приобретая 25-е по счету наручные часы потребитель меньше всего думает о необходимости следить за временем. Соотнесите это со вторым пунктом и все встанет на свои места.
- Где покупает. Все-таки еще существуют товарные позиции, которые в интернете приобретаются неохотно. Хотя их количество постепенно снижается. Самый яркий пример – продукты питания с ограниченным сроком годности. Еще пару лет назад их продажи были минимальны, но качество торговых интернет‑площадок и их репутация постепенно изменяют этот тренд.
В заключение: о вещах элементарных
Говорить об особенностях интернет-маркетинга – это то же самое, что составлять словесный портрет человека. Небольшой перекос и фоторобот изменяет внешность до неузнаваемости. Главная особенность состоит в квалификации профессионала, которому поручен проект. Провести все линии, определить акценты и приоритеты, правильно сформулировать цели и найти пути, ведущие к ним – вот основная задача со многими неизвестными, решив которую разработчик вместе с заказчиком сможет создать сайт «на все времена».