Совет первый: аудитория
Примитивное разделение ориентировано на простейшие признаки: социально-демографические или возрастные. Понятно, что детские игрушки требуют иного подхода в упаковке, нежели компьютерные аксессуары, но на самом деле все обстоит сложнее. Трендовые направления в дизайне отодвинули рассматриваемый пункт, формируя на его месте запутанную комбинацию позиционирования, потребительских свойств, маркетинговых приёмов и конкурентной ниши.
Совет второй: колористика
За каждым товарным сегментом закрепилось определённое цветовое пространство. В качестве примера рассмотрим группу пищевых продуктов.
- Производители молока не сговариваясь отдают предпочтение сине-зелёным оттенкам и обязательному белому.
- Сыровары могут внедрять любые цвета, но коллективно ассоциируются с жёлтым, отдавая дань внешнему виду готового продукта. К ним же присоединяются маслоделы.
- Бакалейщики менее связаны зрительными рамками и не ограничены в цветовой фантазии. У них тренд на прозрачные виды упаковки, где готовый продукт играет органичную и естественную декоративную роль.
В целом констатируем, что даже в нишах с традиционными цветами, компании стараются выделиться, отступая от правил и экспериментируя с атрибутами фирменного стиля.
Совет третий: айдентика
Символика бренда – это неизменный фаворит всех маркетинговых действий, связанных с организацией узнаваемости продукта в среде заинтересованной группы потребителей. Поэтому хотя бы один атрибут – логотип – обязательно присутствует на визуальном поле. Но чем выше популярность товара или производителя, тем увереннее он опознаётся по корпоративной символике. В данном контексте упаковка играет хотя и второстепенную, но от этого не менее важную роль.
Совет четвёртый: позиционирование
Самый неоднозначный пункт, который следует учитывать в разработке дизайна. Практически каждый товар способен ориентироваться как на массового потребителя, так и на определённую часть аудитории, чаще всего за счёт выделения каких-либо свойств и качеств. Так появляется молоко, рекомендованное детям, конфеты для диабетиков или экологическая косметика. Понятно, что все дополнения требуют отражения в оформлении, а, следовательно, и других дизайнерских концепций.
Совет пятый: технические особенности и материалы
Эпоха бумаги завершилась – упаковка осваивает пластики, кожу, различные виды металлов и тканей. Из побочного продукта она превращается в элемент, влияющий на продажи. Достаточно вспомнить многие её виды, становящиеся объектом коллекционирования, что само по себе представляется интересным явлением. К тому же не остались в стороне рекламные течения – размещение на коробках брендированных историй, описания игр, рецептов, других способов применения. Закрепился тренда на фигурные и декоративные виды, не скрывающие находящегося внутри товара. Здесь успешно работает комбинирование материалов, создающее новую композиционную структуру в координатах «упаковка – продукт».
Многослойность рассматриваемого раздела превратила его дизайн в отдельное творческое направление. Если, например, в разработке логотипа для компании нередко встречается совет самостоятельно заняться его формированием, то в случае с упаковкой такие рекомендации не распространены. Здесь оформление играет роль столь же важную, как и само качество основного продукта.