Соотношения
Немногие из владельцев сайтов понимают, что управление репутацией подчиняется математическим законам: сколько площадок и в каких словах или выражениях (нейтральных, положительных или отрицательных) на вас ссылаются, число пользователей, увидевших отзывы и количество принявших участие в обсуждениях. А дополнительно рассматривается известность бренда, его коммуникативные способности, маркетинговые и рекламные кампании, уровень взаимодействия с аудиторией и умение быстро реагировать на её запросы. Входящих условий множество, а исходящих только два: желание заинтересованной группы совершить запланированное действие и готовность рекомендовать компанию другим людям. Вот в решении этих задач и состоит основная цель формирования сильной репутации.
Простые способы
Традиционные стратегии предполагают работу в типовых сценариях.
Во-первых, организацию мониторинга сети с целью выявления площадок и источников репутационного трафика. Это могут быть отзывные и тематические веб-ресурсы, форумы и блоги или соцмедиа. Весь массив разбивается на кластеры, объединяющие однотипные запросы. Основная черта – это наличие упоминания бренда (названия торговой марки) или доменного имени сайта. К реноме не имеют отношения транзакционные или навигационные ключи.
Во-вторых, посевы полезного контента. Основной критерий выбора площадок – наличие целевой или потенциальной аудитории.
В-третьих, работа с негативом и мотивирование пользователей к публикации нейтральных или хвалебных рецензий.
Заключительный пункт – управление репутацией в поиске, когда сайты с нежелательным (вредным) содержанием выдавливаются из ТОПа выдачи, замещаясь рекомендующими бренд площадками.
В подобных условиях исполнитель проекта не идёт на рискованные шаги, предпочитая спокойное и плавное наращивание массы позитивных материалов. Приём многократно зарекомендовал себя с хорошей стороны и всегда даёт положительные результаты. Возможно дело в том, что немногие специалисты способны на разумную провокацию, и не умеют ею управлять. Хотя агрессивный сценарий и опаснее, но в случае успеха даёт быстрый эффект.
Уровень мастерства
Умение креативить – это качество, не поддающееся анализу и копированию. Ведь то что сработало один раз, может не дать ни малейшего выхлопа во второй или третий. Поэтому ограничимся не теорией, а разбором практических кейсов.
В начале 2017 года в поле зрения активистов в очередной раз попал бренд Mark Formelle (белорусский производитель одежды и нижнего белья). Годом ранее он уже объяснялся с аудиторией за излишне сексистские фотосессии. В этот раз возмущение вызвал вирусный ролик, где десяток полуобнажённых и накачанных красавцев-мачо с удовольствием шьют женское бельё. Полученный результат – 3 млн просмотров и возбуждение неугомонных общественников. Но интереснее, как целевая аудитория бренда отреагировала на эти эскапады и насколько упала репутация производителя.
Выборочный опрос посетителей фирменных магазинов показал, что каждый третий из них видел проблемный ролик, а около 90% о нём слышало. При этом то же количество не считает его вызывающе откровенным и будет продолжать пользоваться продукцией торговой марки. Более того, 5,4% ранее безразличных к этому бренду, после скандала планируют приобретать его товары. В обратную сторону высказалось чуть выше одного процента – прежде покупали, а теперь откажутся. Из комментариев представителя бренда стало ясно, что подобная реакция была просчитана маркетологами и совпала с практическими результатами. Небольшой локальный скандал пошёл бизнесу на пользу, привлек новых покупателей и подтвердил ранее занимаемые позиции.
Из офлайна переместимся в онлайн. Здесь интересен опыт метапоисковика авиабилетов Aviasales, услугами которого ежемесячно пользуется примерно 7 млн путешественников. Деятельность этого бренда полностью находится в интернете.
Сервис давно и прочно взял на вооружение практику троллинга и не стесняется использовать для собственного продвижения «жареные» темы. То хватается за развод голливудских звёзд Брэда Питта и Анджелины Джоли, публикуя условия их расставания вместе с рекламой перелётов в Египет и Вьетнам. Кстати, один выпад потянул за собой следующий – в ответ на негодование популярного онлайн-издания Wonderzine, его главный редактор получил приличную порцию нецензурных тирад от Aviasales. Затем пришла очередь опального российского министра экономразвития, после ареста которого на аккаунтах поисковика появилась его фотография с надписью «когда не успел купить билет» и перечнем цен на заграничные авиарейсы. Снова шум, гам и общественное осуждение. Кажется, что в подобных условиях репутация бренда должна упасть ниже плинтуса. Но…
Узнаваемость держится выше уровня 50%.
Каждый третий знает о сервисе и слышал о скандалах, его сопровождающих.
Популярность Aviasales опережает конкурентов из тематической ниши примерно на 35%.
Всего 14% целевой аудитории осуждают подобные методы продвижения, а каждый десятый готов отказаться от пользования этим ресурсом.
По основным критериям репутации платформа всё-таки добилась приличных результатов: 64% респондентов будут продолжать сотрудничество, а 79% рекомендуют своим друзьям и коллегам. Управляемая шоковая реклама отлично поддержала реноме. Как сказал ещё один предприниматель, репутацию которого пытались «утопить» звезды реалити-шоу «Дом-2»: «Скандал забывается быстро, но в памяти пользователей остаётся название торговой марки».