Теория ощущений
Цветовые сочетания в графическом дизайне можно классифицировать в двух разделах. Конечно, существует целая наука колометрия, берущая начало от работ Ньютона и способная любую красоту выразить в сухих цифрах через значения, координаты и ещё многие перемудрённые понятия. Но практикующие дизайнеры пользуются куда как более человечными способами.
- Первая группа объединяет тёплый диапазон. В него входят красная, оранжевая и жёлтая краска со всеми полутонами.
- На противоположном холодном полюсе находятся голубой, синий и зелёный в различных пропорциях.
- Чёрный, белый и все 256 градаций между ними – это нейтральная область визуального ряда.
Ещё нужно добавить пограничную зону, делящую цветовой круг пополам. Речь идёт о десятке заливок – от хаки до черники и фиалки – относящихся к двум основным разделам. В зависимости от температуры, они могут присутствовать и в первом, и во втором красочном сценарии.
Основные, вторичные и простые модели
Практика сочетания цветов в графическом дизайне, конечно, отличается от её художественного применения, но всё-таки коротко вспомним школьные азы.
Итак, три краски – красная, жёлтая и синяя – главные действующие лица этого сюжета. При их попарном смешении на свет появляются ещё три игрока: красный+жёлтый=оранжевый, красный+синий=фиолетовый, а жёлтый с синим дают зелень. Шесть первых цветов заняли место на круге. Теперь смешение новых элементов расширяет существующий диапазон ещё вдвое и традиционный набор готов к использованию в веб-проектах (или на художественном полотне).
Следующий шаг отправляет участника процесса в область уточнения параметров.
- Оттенок (тон) – начальная точка отсчёта. Небольшое смещение по цветовому кругу превращает ярко-зелёный в лайм, глубокий розовый в скарлет, а лимонный в янтарный. Интуитивно разобраться в этом нельзя, а полагаться только на чувства опасно. Говорят, что дизайнеры способны различать на полсотни оттенков больше (по сравнению с простыми людьми), но это капля в море – вообще-то человеческий глаз потенциально может воспринимать до 10 млн значений.
- Насыщенность – глубина и сила заливки, иногда определяемая, как чистота. Речь идёт об интенсивности цветового потока, который может быть и слабым, и вызывающе-кричащим, даже на достаточно спокойных красках.
- Показатель значение оперирует шкалой «темнее-светлее», отчасти комбинируя два предшествующих пункта.
Данная модель известна под названием HSV (Hue, Saturation, Value) и является одной из основных в универсальной демонстрации цветового профиля. Известный пользователям графических приложений красочный круг (или кольцо), снабжённый боковым движком, как раз реализован на рассмотренном выше концепте. Правда, в последнее время он уступил позиции в специализированных программах более простым для двухмерного представления инструментам.
Схемы цвета
Безусловное преимущество компьютерных технологий опирается на онлайн-ресурсы, помогающие решать любые профессиональные задачи. И новичкам достаточно воспользоваться, например, сервисом Адобе Колор (color.adobe.com), чтобы без излишних усилий подобрать любую раскладку красок, соответствующую проектируемому заданию. И даже извлечь цветовую гамму из какой-нибудь картинки, приводя всю колористику к единому знаменателю. Предлагаемые формулы подбора базируются на нескольких несложных принципах.
- Во-первых, монохроматическая схема, раскладывающая по оттенкам и насыщенности один-единственный цвет. Преимущество состоит в гарантированной гармонии, которая достигается в этом сценарии – образцы всегда сочетаются друг с другом.
- Во-вторых, последовательные (аналогичные) цвета. На круге берутся стоящие рядом позиции и добавляются монохроматические оттенки одной из красок (чаще, основной). Визуально получается несколько резковатый набор, но в отдельных случаях он очень хорошо исполняет задачу организации контраста.
- В-третьих, согласованная (комплиментарная) формула цвета. Базируется на двух противоположных точках круга и подкрепляется монохромными добавлениями основных красок. Ничего сложного, достигается хорошая контрастность и сочетаемость элементов.
- Треугольные варианты, в которых основное требование – это симметричность.
- Наконец, тетрадный вид – четыре точки на цветовом круге.
В целом, любая правильная геометрическая фигура, которую можно внедрить в рассматриваемую модель, способна быть основой колористики. Дальше речь идёт только об эстетических параметрах и эмоциональном смысле, передаваемом полученным цветовым профилем.
Настроение цвета в графическом дизайне
Наш заключительный раздел часто ставят на первое место, хотя он слишком субъективен и индивидуален, чтобы занимать лидирующие позиции. Речь идёт о передаваемом краской эмоции, ассоциирующейся со сложившимися канонами.
- Красный (основной) – это и агрессия, и любовь, и важность. Поэтому с ним обходятся крайне осторожно, стараясь не переусердствовать в стремлении выделиться. Ещё следует помнить, что у различных этносов данный цвет может обозначать совершенно противоположные вещи: что для китайцев праздник, то жителям чёрного континента скорбь и траур.
- Жёлтый (основной), в большинстве случаев, несёт солнечный и радостный смысл, но в сочетании с красным усугубляет опасность и настороженность. В англоязычной аудитории способен говорить о трусости (идиома yellow streak), а в Стране восходящего солнца, наоборот – о храбрости и доблести.
- Заключительный из основных – синий. В тёмном диапазоне охватывает достоинство, спокойствие и надёжность. Светлые тона воспринимаются свежо и дружелюбно.
Впрочем, веб-дизайн редко обращается к столь глубоким корням, больше опираясь на вкус исполнителя проекта, его опыт и багаж практических работ.