Введение
Причин, по которым коммерческая компания попадает в плохую репутационную струю, много. Здесь традиционно выделяются три направления: внешнее, внутреннее и конкурентное.
- К первому относятся все причины, связанные с неприятием целевой аудиторией продукта, маркетинга и сервиса, критериев публичного позиционирования.
- Вторая составляющая, приводящая к появлению отрицательных явлений, чаще всего связана с HR-сегментом, внутренней политикой администрации и неисполнением обязанностей по трудовым отношениям. Редко попадаются сотрудники, подрывающие реноме работодателя, взаимодействие с которым их полностью устраивает.
- Коммерческие споры – это заключительная категория. На уровне раскрученных брендов они могут принимать вид масштабных кампаний, а малый бизнес – как правило – довольствуется засланными казачками, публикующими необъективные, но очень вредные для репутации комментарии. Причём тематика может быть разнообразной – от высосанных из пальца изъянов товара (услуги) до нарушений налогового законодательства. Интернет, как и бумага, всё стерпит. Серьёзных судебных решений в рассматриваемой области пока не наблюдалось.
Появление негативных отзывов, их причины и следствия, способы работы и маркетинг ошибок – всё перечисленное очень важно, но к удалению отрицательных результатов из поисковой выдачи отношения не имеет. Здесь в дело вступает SERM, призванный вытеснить нежелательные сайты хотя бы из ТОПа первой страницы – дальше пользователи заглядывают редко и остатки «грязного» трафика со временем исчезнут сами собой.
Инструменты управления репутацией в поиске
Задачу мы уже обозначили в конце предшествующего раздела – удалить или отодвинуть сайты, несущие негативную информацию.
- Во-первых, аудит собственного веб-ресурса. Его состояние должно быть идеальным, а он сам по себе обязан находиться в лидерах по брендовому запросу. Цель сложная, но достижимая. Вся мощь SEO направляется в сторону её решения.
- Во-вторых, контекстная реклама. Никакого отношения к работе с репутацией не имеет, зато обладает чисто техническими свойствами, на странице выдачи занимает 6-8 строк. Занять одну из них – значит увеличить положительное упоминание о продвигаемой компании.
- В-третьих, регистрация на раскрученных отзывных сайтах, которые высоко ранжируются по брендовым запросам. Здесь важно стать инициатором обсуждений, мотивировать пользователей к публикации позитивных или хотя бы нейтральных комментариев и ещё одна площадка привлекается на правильную сторону выдачи и сокращает для негатива физическое пространство. Понятно, что таких ресурсов быть должно чем больше, тем лучше.
- Распространение упоминаний о торговой марке в продуктах контент-маркетинга, на видеохостингах, в обсуждениях, экспертных обзорах на тематических ресурсах, онлайн-уроках, вебинарах – важно накормить интернет достаточным для быстрого органического ранжирования разножанровыми материалами.
Далее начинается тонкая работа, связанная с возможностью удаления необъективных рецензий. Придётся вступить в переписку сначала с авторами и попытаться обнаружить причину возникновения конфликта. Как правило, если пользователь вменяем и действительно пишет о вещах ему знакомых, общий язык найти всегда можно. Но бывают случаи недобросовестной конкурентной борьбы. Тогда придётся общаться с администраторами сервисов – некоторые из них предусматривают процедуру удаления заведомо ложных сообщений. Правда это отнимет время, но попробовать стоит.
В результате проведенных действий количество отрицательных упоминаний о компании в поиске довольно быстро сократится, а их место займут положительные либо нейтральные материалы. Для получения долгоиграющего эффекта лучше всего эту работу не форсировать, а проводить плавно, постепенно «скармливая» интернету новый контент.
Продолжим тему в следующей статье.