Внешний вид
Все логотипы подразделяются на три категории.
- К первой относятся знаки, использующие коммерческое название торговой марки или продукта. В качестве примера возьмём производителя газированных напитков Coca-Cola. Кстати, тоже один из старейших зарегистрированных брендов, закрепивших право на собственную эмблему в 1886 году.
- Вторая ниша состоит из графических знаков. В них могут рассматриваться абстрактные и иллюстративные картинки, относящиеся или не относящиеся к деятельности компании-владельца. В качестве примера первых обратим внимание на четыре кольца производителя Audi – мало кто сразу вспомнит, что они символизируют слияние четвёрки автомобильных компаний. А для второго случая возьмём Apple. Первый логотип этого IT-гиганта был придуман человеком не менее легендарным, чем Возняк или Джобс – третьим соучредителем компании Рональдом Уэйном. В качестве эмблемы он в 1976 году создал настоящий графический постер – сидящего под деревом Исаака Ньютона. Правда этот шедевр продержался совсем недолго и спустя год уступил место радужному надкусанному яблоку, которое в дальнейшем претерпело линейку имиджевых трансформаций и перешло в разряд первых – абстрактных – эмблем.
- Третья категория в отдельном виде встречается совсем редко – это фирменные блоки. Они нашли место в корпоративной стилистике и рассматриваются как один из вариантов широкого применения логотипов.
Интересно заметить, что эпизод с Apple, когда знак перекочевал из одного вида в другой, весьма нечастый пример. В большинстве случаев текстовые эмблемы при дизайнерской смене имиджа остаются в той же группе, а картинки видоизменяются, но продолжают следовать первоначальному концепту. И лишь небольшой процент брендов полностью отказывается от стартовых условий формирования логотипа.
Задачи
Самый неоднозначный пункт, вызывающий объективные сомнения в логической вменяемости формулировок. Безусловно, первые эмблемы несли всего одну функцию – рекламную идентификацию товара, обозначение его принадлежности к определённому бренду. Отсюда и существовавшая непритязательность – главное состояло в необходимости «застолбить» за торговой маркой визуальный графический знак. Со временем успехи стали порождать легенды, в которых значение логотипа уже сильно преувеличивалось.
Как бы то ни было, а на день сегодняшний маленькая эмблема обросла целой гроздью приписываемых ей свойств и требований.
- Влияние на отношение потребителей к товару.
- Функциональное воздействие на целевую группу.
- Ассоциативность и иллюстративность.
- Уникальность, лаконичность, выразительность.
Длинный список не будем продолжать. В результате логотип представляется неким раздражителем, заставляющим потребителей испытывать необходимость покупать какой-либо товар (услугу). Этакое хрестоматийное слюноотделение собаки Павлова при звуковом сигнале. Это, конечно, неправда. Фирменный знак способен лишь стать дополнительным элементом, связывающим покупателя и бренд. Но на первом месте находятся полезные качества самого товара, без которого даже знаменитая ромашка Chupa Chups (кстати, нарисованная гениальным и эксцентричным Сальвадором Дали) окажется бессильна.